Skip to content

Алексей Мейкшан. Серость и кощунство

Несколько слов о выставке “Восхождение”, открывшейся вчера в так называемом Государственном музее Рерихов и также об освещении этого события в прессе. Во-первых, очень неприятно поразила разрушающаяся ступа во дворе усадьбы Лопухиных, а усадьба эта напомню, была в апреле месяце захвачена у Международного Центра Рерихов И забегая вперед, скажу, что слова о том, что в споре о принадлежности усадьбы поставлена точка – не правда. Захватчики выдают желаемое за действительное.

Но вернемся к ступе. Ступа – это буддистская святыня, подаренная Общественному Музею Н.К. Рериха в Москве буддистами. Деятельность же этого Музея была насильственно приостановлена в связи с захватом, но рано или поздно, обязательно будет возрождена. Разрушение же святыни с точки зрения буддизма, да и с точки зрения любого адекватного человека – это великое кощунство. Захватчики обвиняют в ненадлежащем отношении к ступе Международный Центр Рерихов. Но эти обвинения не соответствуют действительности. На май месяц уходящего года МЦР совместно с буддистами намечал ремонтные работы, связанные со ступой. Но в связи с захватом эти работы оказались невозможными. Уже после захвата сами буддисты обращались к захватчикам с просьбой разрешить ремонт. Ответа никакого… Результат налицо.

Но это еще увы, только начало.

Теперь давайте пройдем в сам новый так называемый “музей”, якобы созданный захватчиками. Кто помнит Общественный Музей Н.К. Рериха в Москве и его замечательные залы, помните, что там были тематические залы, посвященные этапам жизни и творчества Николая Константиновича – залы Петербургский, Русский, зал Живой Этики, Центрально-Азиатской Экспедиции. зал Знамени Мира, зал Кулу, зал Живой Этики, зал Учителей и наконец, залы, посвященные сыновьям Н.К. Рериха – востоковеду с мировым именем Ю.Н. Рериху и художнику, и общественному деятелю с мировым именем С.Н. Рериху. Залы были оформлены с большой любовью и уважением. А сейчас вы увидите нечто ужасное. Оформление исчезло. А вместо него … серые стены. Некоторые говорят, что серые стены – это один из лучших способов оттенять картины. Но простите, давайте назовите хоть один из уважающих себя музеев, в которых стены были бы такими? Уверен, что не назовете. Более того, эти стены мне почему-то напомнили стены даже не музея и не госучреждения, а извините, стены тюрьмы. Насколько все серо и уныло…

Зал Ю.Н. Рериха до захвата
Зал Ю.Н. Рериха до захвата
Зал Ю.Н. Рериха в настоящее время
Зал Ю.Н. Рериха в настоящее время

Далее по поводу выступлений на открытии. На открытии и позднее на пресс-конференции и во время освещения в прессе, 25 с лишним летняя история всемирно признанного и уважаемого Общественного Музея Н.К. Рериха в Москве не прозвучала почти ни одним звуком от слова совсем. Хотя нет, одну очень характерную фразу господа захватчики все-таки произнесли. Так было сказано, что министерство культуры преодолело многочисленные препоны и препятствия, связанные с исполнением воли С.Н.Рериха по открытию государственного музея в Москве… Эту фразу хорошо бы запомнить уважаемым сотрудникам негосударственных музеев по всей стране. Господа, если у вас есть богатая коллекция предметов искусства, которой может заинтересоваться минкульт, то вы тоже можете стать просто “препоной и препятствием”, которое будут “преодолевать”… Т.е., прямо как по Крылову “ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать”. Очень характерно.

Пресс-конференция к открытию выставки "Николай Рерих. Восхождение"
Пресс-конференция к открытию выставки “Николай Рерих. Восхождение”
Выступления на открытии выставки "Николай Рерих. Восхождение"
Выступления на открытии выставки “Николай Рерих. Восхождение”

Далее по пресс-конференции. Это было все, что угодно, но не пресс-конференция. Это были монологи участников этого всего действа и не было ни единого вопроса. Не то, что не дай Боже неудобного вопроса, а вообще ни единого. Следовательно, мнение “генеральной линии” было уже заготовлено заранее и вброшено в журналистскую среду, которая в свою очередь была обязана его ретранслировать, даже не попытавшись подумать.

И наконец немного об освещении в прессе. Там были сказаны среди прочих два очень специфических слова. Например, слово “мистификатор”… Я оставляю слабую надежду на то, что тот, кто его произнес, просто простите, забыл русский язык и погнался за иностранным термином, толком в нем не разобравшись, как это увы, сейчас бывает. Если же сказавший это знал очень негативные русские синонимы слова мистификатор, которые я не хочу здесь употреблять – то на лицо наглая клевета на великого человека, очень много сделавшего для отечественной и мировой культуры. Что же касается слова “эзотерик”, то и сам Николай Константинович и вся его семья неоднократно замечали, что термины эзотерика, мистицизм, оккультизм в наше время профанированы разного рода шарлатанами и поэтому они против их употребления. И более того, в 1935 году, когда в Харбине ультраправые борзописцы начали обвинять Н.К. Рериха в “масонстве”, “оккультизме” и т.п., он написал меморандум, изданный в дневнике его Маньчжурской экспедиции, где было четко сказано, что ни в каких оккультных эзотерических организациях он никогда не состоял. Т.е., мы видим очередную ложь и клевету.

И в завершении хочется сказать одну вещь. Сегодня в 19:28 по московскому времени наступит Зимнее Солнцестояние. Зимнее Солнцестояние – это самая темная ночь в году, после которой постепенно будет пребывать свет и уже к Старому Новому Году продолжительность дня увеличится на один час. Увы, точно такая же самая темная ночь похоже наступает сейчас и в отношении к Н.К. Рериху и его семье — внесшим великий вклад в отечественную и мировую культуру. Но самая темная ночь бывает перед рассветом. И рассвет обязательно будет и Общественный Музей Н.К. Рериха рано или поздно вновь откроет свои двери и начнет работать в том виде, в каком его задумывали основатели, а вовсе не захватчики. И это не отменить, как не отменить и начало возрастания светлого времени суток после Зимнего Солнцестояния.

Источник