Skip to content

Добить окончательно. От лишенного финансирования Центра Рерихов требуют почти 59 миллионов

Наша Версия,  22.09.2017 г.

https://versia.ru/ot-lishennogo-finansirovaniya-centra-rerixov-trebuyut-pochti-59-millionov

Налоговая инспекция, проведенная в Международном Центре Рерихов (МЦР) в 2016 году, выявила нарушения со стороны общественной организации при уплате налогов. В общей сложности (с учетом штрафов) МЦР необходимо выплатить около 59 миллионов рублей до 29 сентября 2017 года.

Такая внушительная, и, по признанию самого МЦР, неподъемная сумма включает якобы неуплаченные налоги за использование в музейной деятельности картин Рерихов, которые были получены в дар, а также штрафы за просрочку выплат. Как заявили в организации, сама ситуация, связанная со статусом картин, подаренных в период с 2006 по 2013 гг., возникла из-за того, что Министерство культуры в 2016 году отказалось поставить их на учёт в негосударственную часть Музейного фонда РФ.

Складывается впечатление, что Минкульт таким образом попросту пытался не только привести МЦР к финансовому коллапсу, но и вынудить его пойти на продажу бесценных работ Рерихов, тем самым подтвердив «нарисованный» образ «некой частной организации», которая торгует национальным достоянием России. Но дело в том, что МЦР и его общественный Музей, в отличие от некоторых, за годы своей деятельности не только смог сохранить это самое наследие, но и значительно приумножить его представительство в нашей стране. Теперь, весьма вероятно, картины перейдут в собственность скандального Государственного Музея Востока (ГМВ).

Чем не рейдерский захват?

7 марта 2017 года в усадьбе Лопухиных произошла акция с участием правоохранителей, которая закончилась изъятием (как вещдоков по делу в отношении экс-главы Мастер-банка) порядка 200 музейных ценностей. А после событий 28‑29 апреля стало окончательно ясно, что государство в лице Минкульта, похоже, может нисколько не брезговать применять для достижения своей цели такой простой, но действенный метод, который можно назвать чуть ли не рейдерским захватом. Предшествовала этому широкая информационная кампания против МЦР, который из международно признанной организации, продвигающей идеи Николая Рериха, автора знаменитого первого международного договора известного как Пакт Рериха о защите мира и культуры, в нашей стране не без стараний Минкульта и ГМВ практически в одночасье «превратился» в секту, сборище оккультистов, экстремистов и даже чуть ли не пропагандистов фашистской идеологии. И в итоге в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года произошло «изгнание» МЦР из усадьбы Лопухиных, переданной вместе со всем содержимым под оперативное управление государственному Музею Востока.

В истории с особняком не поставлена точка, но глава Минкульта РФ Владимир Мединский еще в мае отчитался в Госдуме, зачем-то сразу оценив успех в денежном эквиваленте: «Надеюсь, близится к своему логическому завершению криминальная история, которой более четверти века, связанная с удержанием коллекции Советского фонда Рерихов некой частной организацией. Стоимость этой бесценной коллекции, которую нам удалось вернуть в собственность РФ, по оценкам международных экспертов превышает 15 млрд руб.»

Это вам не шкура неубитого медведя, здесь речь о бесценном наследии наших великих соотечественников! Зачем министр озвучил эту цифру, государство ведь не посмеет продавать картины как «некая частная организация»? Или мы ошибаемся?

Неживая Этика

Кажется, что по логике некоторых представителей Минкульта, МЦР для своего спасения должен был продать часть фонда за рубеж. Действительно, истории с исчезновением музейных произведений искусства нередко происходят у нас в стране. Достаточно вспомнить громкий скандал в Эрмитаже, где в 2006 году были выявлены массовые кражи, что в итоге усилило слухи – а все ли экспонируемые в качестве оригиналов ценности являются подлинниками? Можно вспомнить и тот же Государственный музей Востока (ГМВ), в котором хранится коллекция картин, принадлежащая С.Н. Рериху (которую он требовал передать МЦР, о чем свидетельствует его письмо к Президенту РФ Б.Н. Ельцину в 1992 г.). Ходили слухи, что часть картин из этой коллекции, переданных ГМВ в 1988 г. на временное хранение, могла попросту исчезнуть.

Оказавшись в трагическом финансовом положении после потери главного мецената, МЦР не позволил себе пойти на торговлю культурным достоянием России. Коллектив Международного Центра Рерихов за четверть века своей деятельности смог восстановить практически из руин историческую усадьбу, не расходуя бюджетные деньги, по сути, спас здание от диких столичных девелоперов. В усадьбе создана прекрасная обстановка, позволяющая полностью проникнуться в философию Рерихов, залы были буквально пропитаны уникальной атмосферой, которую могли сделать только люди, полностью посвятившие свою жизнь этому необыкновенному течению в культуре. И какой с них налог после этого? Нет, разумеется, налоги надо платить всем и каждому, тем более госбюджет в последние годы откровенно недобирает. Но здесь получается, что претензии предъявлены людям, которые за свои деньги сохранили картины и здание для нас в непростые 90-е годы, за копейки работали ради популяризации наследия великих Рерихов как в России, так и за ее пределами. И за это получили не только благодарности и награды от Президентов РФ, но и признание ООН и ЮНЕСКО.

Свое кино не тонет

Особенно несправедливыми эти налоговые претензии кажутся на фоне миллиардов бюджетных денег, которые, к примеру, направляются на поддержку отечественного кинематографа, мягко говоря, не радующего нас в последние годы качественными премьерами. Так, в 2016 году на реализацию программы «Сохранение и развитие кинематографа» было выделено чуть более 7 миллиардов рублей, в 2017 году примерно такая же цифра. Если посмотреть на суммы, затраченные на производство фильма, поддержанного Фондом кино (подведомственный Минкульту), и кассовые сборы, то картина вырисовывается совсем печальная. Фильм «Дуэлянт» собрал кассу в 377 млн. рублей, казалось бы, не так плохо, если не знать, что бюджет этой ленты составил 725 млн. В прокате разнесенной критиками и зрителями комедии «Взломать блогеров» удалось собрать порядка 7 млн. рублей при бюджете примерно в 35 млн. Провалились в прокате и такие работы, как «Человек из будущего», «Коктебель», «Защитники» – все они созданы при поддержке Фонда кино.

Получается, что отечественные киностудии при весьма сомнительной пользе для культуры и отсутствии материальной выгоды от года к году получают миллиарды рублей. Для них и для того же Серебренникова миллиарды есть, а вот от настоящих защитников культуры эти деньги только требуют, да еще отбирают восстановленное ими здание. К слову, о том, как Минкульт реставрирует исторические памятники на наши деньги, мы все прекрасно знаем – в «деле реставраторов», в котором одним из главных фигурантов стал бывший заместитель Мединского Григорий Пирумов, все еще не поставлена точка. Напомним, ущерб государству, нанесенный, по всей видимости, с участием первых лиц Министерства культуры, составил 100 миллионов рублей.

Решение налоговой инспекции в МЦР считают незаконным. Оно будет оспариваться в суде, но уже вступило в силу и «долги» необходимо вернуть к 29 сентября. В этой связи Центр Рерихов вновь обращается к неравнодушным людям.

«Уважаемые соотечественники, неравнодушные к проблемам культуры России! В этот тяжелейший час Правление Международного Центра Рерихов и Совет трудового коллектива МЦР обращаются к вам за помощью в сборе необходимой суммы. Нашей общественной организации, основанной Святославом Николаевичем Рерихом, не на кого больше надеяться, как только на саму общественность, благодаря которой в усадьбе Лопухиных был создан и развивался все эти годы общественный Музей имени Н.К.Рериха без копейки государственных средств. Правление и Совет трудового коллектива МЦР будут благодарны любому вашему пожертвованию!»

Леонид Апраксин