Skip to content

Евгений Сатановский. Судьба наследия Рериха

Музей Рериха: что происходит с ним сегодня? Эту тему обсуждают Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский в эфире «Вестей ФМ».

Сатановский: По следующей теме я обещал, когда было обращение радиослушателей с упоминанием каких-то непонятных процессов, творящихся в музее Рериха, рассказать о том, что там происходит, проведя некоторое расследование. Расследование проведено. Вчера у нас не было времени просто это рассказать, давайте поговорим сегодня. Я не буду пересказывать, кто такой Рерих. Правда, желающие, наверно, могут просмотреть и найти картины, и понять, какую роль играл Рерих в русской культуре, какую роль он играл в мировой культуре, какую он роль играл и играет в российско-индийских отношениях, а жизнь его окончилась в Гималаях. И картины, которые он писал, фантасмагорические по красоте. И, на самом деле, они абсолютно фантастические. Такого не бывает. Не бывает такого неба, не бывает таких цветов, не бывает таких гор. И вообще это все чистая фантазия человека с безумной фантазией. Думали мы с друзьями в детстве и юности, когда на эти картины смотрели. А потом многие из моих друзей пошли путешествовать. И они попали в Гималаи, в Ладакх, в Кашмир, в разные места. И они возвращались потрясенные, говорили, что этот человек действительно написал то, что было. Это, оказывается, на самом деле так.

Рерих – это фигура абсолютно мирового уровня, и если вы хотите современным болтологическим языком: один из тех брендов России, всемирно известных, которые делают славу нашей стране. Что происходит с его наследием в России сегодня? Международный центр Рериха в 89-м году был основан в московской усадьбе Лопухиных, зданиях тогда совершенно разрушенных, под конец советской власти, когда перестройка, горби, хинди руси пхай пхай, основал его младший сын Николая Константиновича Рериха Святослав Рерих. Его деятельность получила очень широкую известность и признание в России и за рубежом. А существует он на средства общественности. И ремонт был на пожертвования, этой самой усадьбы Лопухиных, и центр Рериха на протяжении последних более 25 лет, почти 30 лет уже скоро являлся такой великой рекламой, на самом деле, новой России, потому что, чего уж тут, Примаков входил в попечительский совет центра Рериха, международные престижнейшие награды он получал. Дело в том, что для создания музея сын Рериха – Святослав Рерих передал безвозмездно, как вообще очень многие русские аристократы, настоящие аристократы с дворянскими корнями и без, аристократия духа, интеллектуальная элита настоящая, и интеллектуальная настоящая, и элита настоящая, передал наследие родителей, абсолютно бесценное. Это сотни картин, это библиотека, это архив, уникальный, не имеющий никаких аналогов, это ценнейшие раритеты.

Обязательное условие передачи наследия руководству страны было: музей должен быть общественным, находиться в ведении общественной организации, основанной Святославом Николаевичем Рерихом, и располагаться он должен в московской усадьбе Лопухиных, которую он выбрал из целого ряда предложенных ему правительством зданий. И эти условия были закреплены в постановлениях правительства, исполкома Моссовета. В 1990 году, опять при советской власти, под конец ее, Святослав Николаевич передал советскому фонду Рериха, а после распада СССР международному центру Рерихов, почетным президентом которого был до конца жизни, вот это все наследие. Смотрите. А в зданиях усадьбы Лопухиных музей располагался более 20 лет.

Прослушать аудиоверсию

Полностью смотрите видео: