Skip to content

Л. Хоменок «Чиновники Минкульта: манипуляции с историей»

В августе 2016 года Министерство культуры России (Минкульт) в лице первого заместителя министра С.Г. Обрывалина отозвало прокатное удостоверение у Международного Центра Рерихов (МЦР) на созданный этим Центром фильм «Зов Космической эволюции» (2013). Формулировка применительно к рериховской теме, по меньшей мере, странная – «за демонстрацию фашистской символики». У всех, кто смотрел этот фильм, решение Минкульта вызвало недоумение, которое быстро сменилось возмущением: разве может навлечь столь нелепые упреки кинокартина, посвященная художнику-гуманисту Н.К. Рериху, да еще и вдобавок откровенно антифашистская?!

Конечно, содержание фильма здесь ни при чем: все быстро поняли, что это – еще одна попытка дискредитировать Международный Центр Рерихов, направленная на то, чтобы в конечном счете завладеть усадьбой Лопухиных, где располагается его общественный Музей имени Н.К. Рериха, и бесценным рериховским наследием – картинами, уникальным архивом, коллекциями знаменитой семьи… Это наследие, согласно воле С.Н. Рериха, было передано не государству, а созданной по его инициативе общественной организации – Международному Центру Рерихов.

По установившейся традиции не обошлось без Государственного музея искусства народов Востока. Его директор Александр Седов после долгих и упорных поисков компромата на МЦР усмотрел-таки (возможно, не без подсказки «свыше») публичное демонстрирование фашистской символики в кадрах из … известных советских фильмов о Великой Отечественной войне, таких как «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (1965) и «Неизвестная война» Романа Кармена (1978), использованных в фильме «Зов Космической эволюции». Подчеркнем, что в фильме МЦР фашизм показан как величайшее заблуждение человечества, приведшее к самой разрушительной войне. Противостоять этому злу по-настоящему отважился только советский народ – «Иван Стотысячный», как его называли Рерихи. Однако этого героического посыла создателей фильма не заметили ни «патриот» Седов, ни «патриотично» настроенные чиновники Минкульта. Не тронули и недовольные их решением комментарии многочисленных пользователей в Интернете с саркастическими предложениями заодно запретить старые советские фильмы «Щит и меч» и «Семнадцать мгновений весны». С таким же успехом в этот список можно было бы включить и недавние работы: фильм «28 панфиловцев» (2016), которым так гордится Минкульт, сериал «Молодая гвардия» (2015), снятый при поддержке Военно-исторического общества, а также фильм «Война и мифы» (2014), в основу которого была положена книга министра культуры В.Р. Мединского. Ведь во всех этих кинокартинах тоже демонстрируется фашистская символика! Так что, если наши чиновники будут последовательными в своих экстравагантных подходах к отечественной истории, то скоро из-за подобных запретов мы забудем, с кем вел кровопролитную борьбу советский народ в 1941‑1945 годах. Стоит ли говорить о пагубности таких подходов, когда в забвении нашей исторической памяти активно заинтересованы заокеанские «партнеры» России? Такой расклад событий, судя по всему, мало волнует Минкульт, да и на свою изрядно подмоченную репутацию им наплевать, ведь на кону такой «куш» – великолепно отреставрированная (заметим, не государством, а исключительно энтузиастами, общественниками) дворянская усадьба в самом центре столицы, сотни дорогостоящих, десятилетиями собиравшихся картин! Подумать только – Министерство юстиции, по наущению Минкульта проверявшее МЦР на экстремизм, не обнаружило его, а Минкульт – сподобился. Расчет оказался до безобразия простым: обвинение МЦР в пропаганде фашизма неизбежно должно повести к его закрытию, а значит, столь желанная цель – разорвать договор льготной аренды безвозмездного пользования и прибрать к рукам усадьбу вместе с рериховским наследием, – наконец, будет достигнута.

Но вот незадача. Роскомнадзор, видимо, устав от всевозможных перегибов со стороны горе-чиновников, заказал экспертизу формулировки спорной статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80‑ФЗ (ред. от 09.02.2009) специалистам кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). А они пояснили, что «при подготовке данной нормы федерального закона законодатели использовали для связки понятий “пропаганда” и “публичное демонстрирование” соединительный союз “и”. То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок их употребления таков, что термин “пропаганда” находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину “публичное демонстрирование”. Иными словами, публичная демонстрация нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма… Роскомнадзор намерен использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона “О противодействии экстремистской деятельности”» [1].

Это в очередной раз подтвердило очевидную вещь: фильм МЦР «Зов Космической эволюции» к пропаганде фашизма не имеет никакого отношения. Ни на минуту не сомневаясь в своей правоте, МЦР обжаловал в суде решение заместителя Министра культуры С.Г. Обрывалина об отзыве прокатного удостоверения на фильм «Зов Космической эволюции» [2].

У этого дела есть еще и этическая сторона. На наш взгляд, ФЗ от 19.05.95 № 80‑ФЗ (ред. от 09.02.2009) «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941‑1945 годов», о котором идет речь, не просто еще один из многих законодательных актов России, он является отражением народного стремления сохранить правду о Великой Отечественной войне, не допустить умаления подвига Русского Солдата. В этом смысле использование его в своих неблаговидных целях является не только верхом цинизма, но и этическим преступлением.

Надеемся, что здравый смысл и справедливость в конечном итоге восторжествуют. В противном случае будет создан опасный прецедент, который не только откроет дорогу другим подобным спекуляциям, но и будет работать на ослабление престижа нашей страны, которая победила фашизм.

Очевидно, чувствуя слабость своих позиций, Минкульт решил подкрепить их новым обвинением, которое быстро растиражировали различные СМИ. В пресс-службе Министерства заявили, что картина «Зов Космической эволюции», созданная МЦР, якобы является пропагандой одного из религиозных течений «нью-эйдж». Этот расплывчатый термин не имеет никакого конкретного смысла и употребляется некоторыми авторами (не юристами и не учеными-религиоведами) весьма произвольно. И то, что этот термин каким-то чудом оказался в официальных заявлениях Минкульта, по меньшей мере, странно… Но даже если бы термин «нью-эйдж» был общепринятым и имел четко обозначенные смысловые границы, то для обоснования обвинений, какими разбрасывается Минкульт, требовались бы как минимум выводы соответствующей научной экспертизы. Однако никаких ссылок на такого рода заключения в пресс-службе Минкульта не дают. Да и откуда им взяться, если научная экспертиза снова не на их стороне и грозит разрушить наскоро состряпанный чиновниками миф. Вот выводы доктора философских наук, профессора кафедры философии МГИМО В.С. Глаголева о философии Рерихов, проводившего такую экспертизу: «Учение Живой Этики (или Агни Йога), является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада. В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного совершенствования и развития культуры. Все книги “Живой Этики” обращены, прежде всего, к земным условиям жизни каждого человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда» [3]. Как видим, здесь ни слова ни о «нью-эйдж», ни о религиозной пропаганде. Есть отзывы и других ученых. Академик РАН, президент Российского философского общества В.С. Степин пишет: «Философская система Живой Этики является одним из направлений русского космизма и, можно сказать, его итогом, квинтэссенцией, содержащей методологические основы нового космического мышления». Академик РАН, один из основателей Сибирского отделения АН, А.Л. Яншин считал: «Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных ученых, которые еще до полета в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. Рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха». Еще один академик РАН В.А. Черешнев уверен: «Рерихи внесли большой вклад в развитие философии космизма (а не какого-то туманного “течения нью-эйдж” – Л.Х.), и Международный Центр Рерихов продолжает традиции, заложенные космистами. Его коллектив много делает для изучения философии космизма, в особенности тех его идей, которые содержатся в мироощущении Рерихов» [4].

Итак, все эти ученые считают Живую Этику вершиной русского космизма. Его представители – В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский и многие другие философы, композиторы, художники, писатели и поэты во многом предопределили наступление так называемой «космической эры» человечества. Может быть, господа из Минкульта и этих выдающихся деятелей причислят к авторам, примыкающим к «нью-эйдж»?

Надо признать, у наших минкультовских «борцов» очень специфический подход к науке и религии. По их мнению, «религиозный характер» Живой Этики доказывается тем, что в фильме затрагивается тема борьбы добра и зла, света и тьмы, противостояния старого, отжившего мира новому, эволюционному началу. По крайней мере, никаких других фактов, подтверждающих «религиозный характер» учения Рерихов в сообщении пресс-центра Минкульта не приводится.

Но тогда возникает законный вопрос к этим чиновникам Минкульта: разве вся история культуры, представленная в искусстве, литературе, философии, духовных учениях, музыке, не пронизана темой борьбы добра и зла, где в конечном счете утверждается добро и свет? Диалектика добра и зла, света и тьмы, нового и старого присуща нашей жизни. Именно об этом говорится в фильме «Зов Космической эволюции». И считать это «религиозной пропагандой» просто нелепо.

Но, думается, больше всего чиновников задело то, что в фильме выплыла наружу некрасивая история о том, как Минкульт и его «подопечные» – Музей Востока и Пушкинский музей (ГМИИ) – собрались коллективно уничтожить МЦР и его общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Подумать только! Об этом позорном факте стало известно во множестве стран. Ведь показы фильма состоялись в 17 государствах, в том числе, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в европейских отделениях ООН в Швейцарии и Австрии, а также во Дворце Мира в Гааге. Фильм увидели зрители крупнейших городов Европы, Латинской Америки, Индии и США [5]. Именно защиту наследия Рерихов от всевозможных посягательств чиновники Минкульта считают чуть ли не войной против государства, стремясь усмотреть в этом благородном деле, которым занимается МЦР, даже элементы экстремизма.

Меж тем, никакой войны МЦР государству не объявлял и делать этого не собирается. И потом, несколько чиновников Минкульта – это еще не все государство и даже не весь Минкульт. Мы знаем многих честных и добросовестных работников этого министерства, которые не принимают участия в грязной кампании против МЦР и прекрасно понимают ее внутренние причины.

Единственное законное желание Международного Центра Рерихов – без искусственного давления извне заниматься изучением наследия Рерихов, нести людям красоту и знания, приносить пользу России и миру. Центр всегда открыт и готов к сотрудничеству. Об этом и рассказывает фильм «Зов Космической эволюции». А все нападки на него со стороны чиновников от культуры ни к киноискусству, ни к культуре в целом отношения не имеют.

Любовь Хоменок

[1] https://www.gazeta.ru/social/2015/04/15/6640877.shtml

[2] http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4827

[3] http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl4_6.htm

[4] https://www.change.org/p/исполните-волю-с-н-рериха-сохраните-общественный-музей-имени-н-к-рериха/u/19058027

[5] http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5142

___________

Источник: сайт Международного Центра Рерихов