Skip to content

Начать снова!

Вокруг наследия Рерихов, Международного Центра Рерихов возникло большое нагнетение. Одна из главных проблем, на мой взгляд, – это противоречия между последователями этого наследия. Можно ли достигнуть всем нам единства, которое, как кровь и воздух, необходимо, чтобы сохранить наследие и помочь ему войти в жизнь? Для этого все мы должны захотеть одного – искать и найти истину!

В чем же истина, она же – знание, она же – правда? А правда в том, что истину необходимо принимать целиком и полностью, нельзя брать кусочек истины, тот, что тебя больше устраивает, выгоден или приятен. Истина в том, что, если ты принял для себя Учителя, то верь ему полностью и до конца, старайся изо всех сил лучше его понять и в жизни применить то, о чем он говорит, чему нас учит.

Одним их таких Наставников и Учителей стал для многих последователей Рерихов Святослав Николаевич Рерих. Он передал наследие своей семьи в Россию общественной организации, которую он лично замыслил и которая была создана при его жизни в 1989 году в Москве. Это Советский Фонд Рерихов (автор этих строк был участником того учредительного собрания) и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Святослав Николаевич дал руководящие советы и указания по работе этих организаций, что нужно считать их концепцией. Свои концептуальные мысли и жизненные рекомендации Святослав Николаевич изложил в письме «Медлить нельзя!» и ряде писем и обращений к создателям и будущим сотрудникам Фонда и Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

Что хотелось бы первым делом отметить – это принципиальное волеизъявление Святослава Николаевича относительно общественного статуса Фонда и Центра-Музея. Это один из самых принципиальных моментов, который сегодня ставится многими последователями Рерихов под сомнение. Появляются соображения, что, мол, для того времени это было принципиально, но теперь другая ситуация. Здесь возникает вопрос: полностью ли мы доверяем тому, кого выбрали нашим Наставником? Осознаём ли, что те, кого мы называем Учителями с большой буквы, Махатмами, видят намного дальше вперед, чем думаем мы, и знают намного больше, чем можем мы вместить?! Неужели их прозрение в будущее измеряется какими-то несколькими десятками лет, неужели они не подозревают, как могут меняться обстоятельства, и не видят, куда и как направляется эволюция стран, народов, человечества?! Недалекими и хрупкими будут планы великих, если это так. Истина в том, что это не так!

Святослав Николаевич в своем обращении «Медлить нельзя!» сказал: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество».

И далее: «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» [1].

Казалось бы, яснее и понятнее быть не может. Святослав Николаевич подчеркнул, что государственное подчинение новых создаваемых структур приведет к сужению их задач и возможностей, что само по себе недопустимо для этих организаций, как он выразился, – порождений нового времени. Может быть, кто-то скажет, что за двадцать шесть лет наши государственные структуры, мышление людей, в них работающих, их позиции, способы действовать в корне изменились? Это будет неправдой. Письмо «Медлить нельзя!» написано Святославом Николаевичем в июле 1989 года, когда он лично встречался с тогдашним руководителем СССР, о деятельности которого он хорошо отзывался и отношения с которым были весьма хорошими, как и с другими руководителями советского государства того времени. Однако, несмотря на казалось бы благоприятную обстановку, Святослав Николаевич все-таки настаивал на общественном статусе новых образований, он хорошо знал, как работает государственная бюрократическая система, даже независимо от качества руководителей страны. Святослав Рерих говорил о свободе творчества этих новых организаций, о свободе действий, об их гибкости, независимости, что реально возможно только при их общественном статусе!

Наша педагогическая практика подтверждает жизненность этих советов: когда поначалу мы работали в государственных учреждениях, то полноценно творить и реализовывать свои идеи, задумки, программы нам не удавалось. Когда же мы решили создать общественную организацию и самим решать, что и как нам делать, все, кто нас знал, говорили, что мы не выживем, не сможем реализоваться, будучи независимыми. Однако только этот шаг позволил полноценно, творчески работать на протяжении уже шестнадцати лет. Поэтому мы на опыте знаем, что такое действовать самостоятельно, независимо, смело и нетрадиционно, без штампов и ограничений. И как всегда, всё в нас самих, и только сами люди определяют, что можно, а что невозможно.

Святослав Николаевич неоднократно подчеркивал важность финансовой независимости создаваемых под его водительством организаций. Для этого он предложил создать общественный Фонд, который должен был осуществлять общее руководство Центром-Музеем и его финансовое обеспечение, что черным по белому сказано в письме «Медлить нельзя!». Поэтому Фонд и Центр-Музей предлагалось сделать двумя неотделимыми друг от друга структурами.

В своем обращении к членам Правления Советского Фонда Рерихов от 28.11.89 г. Святослав Николаевич пишет: «Я еще раз обращаю внимание всех заинтересованных в делах Фонда лиц на необходимость сделать так, чтобы Фонд был полностью независим и свободен в своих действиях. Это есть непременное условие нормального функционирования Фонда.
Прежде всего, речь идет о финансовой сам

стоятельности. Необходимо в кратчайшие сроки получить у учредителей Фонда обещанные средства, организовать собственные предприятия и наилучшим образом воспользоваться предоставленным Вам правом распоряжаться вопросами издания и экспонирования рериховского наследия.

Кроме того, важным условием подлинной самодеятельности и уверенной спокойной работы Фонда и Центра-Музея будет являться твердость и единство у руководства этих организаций, добросовестное отношение к подбору ответственных сотрудников и созданию отделений. Нельзя, чтобы в Фонд пришли посторонние делу Рерихов бездушные люди, которым все равно каким делом руководить» [2].

В своих письмах-обращениях Святослав Николаевич четко обозначил необходимость финансовой самостоятельности Фонда и обеспечиваемого им Центра-Музея, дал практически все, что мог, чтобы эта самостоятельность состоялась – картины, права на издания; указал, каким образом можно зарабатывать, дал направления деятельности, этические напутствия. Остается только воплощать все это.

Говоря о Фонде, который, на мой взгляд, должен быть возрожден со всеми обозначенными Святославом Рерихом целями и задачами, хочется сказать о грандиозной идее, предложенной Святославом Николаевичем, – о международном городе мира на московской земле. Как никогда эта идея актуальна сегодня! Как важен был бы сегодня этот проект для России как истинного миротворца и для всей планеты! Как много можно было бы осуществлять по многим направлениям деятельности в этом городе всем рериховским организациям, всем людям доброй воли из разных стран мира! Это могла бы быть работа в области искусства, науки, педагогики, экологии, международных контактов и обменов и многое другое. В этом городе мира могла бы на практике осуществляться великая идея Николая Рериха «Мир через Культуру»!

Святослав Николаевич не мог быть фантазером-утопистом, он реально знал и видел, что возможно, а что нет. Он не обозначал сроков, но утвердительно давал направления, идеи. Так, казалось бы, неподъемную задачу по созданию международного города мира Святослав Николаевич предлагал решать с помощью деловых кругов, напрямую выходя на международное сообщество. Он писал в письме «Медлить нельзя!»: «С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов и в тесной связи с идеей города мира, Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира».

Какое огромное и прекрасное поле для работы, для многих и многих людей и организаций!

По вопросу взаимных контактов с другими рериховскими организациями и структурами нашей страны, в том числе государственными, Святослав Николаевич в упомянутом письме сказал определенно: «Все уже существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусства народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте (Институт Востоковедения РАН, – прим. автора), его мемориальная квартира – должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-Музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность». По поводу международных контактов и сотрудничества было сказано: «…мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежом… , с Музеем в Нью-Йорке, с движениями “Знамя Мира” и “Мир через Культуру”». Таким образом, мы видим, что Святослав Николаевич призывал всех к сотрудничеству и взаимодействию ради общих целей, общего блага!

Что касается наследия, здесь также много споров и разногласий. В уже упомянутом обращении к Правлению Фонда имени Рериха Святослав Рерих пишет:

«И очень осторожно надо подходить к распоряжению наследием. Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия. При этом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность и чтобы всем в равной мере была обеспечена возможность работать с ним. Желание же отделений и различных центров иметь у себя какие-либо части наследия вполне можно удовлетворить постоянным нахождением некоторых экспозиций в поездке по рериховским центрам.

Главным образом я советую Вам не стараться сделать все сразу и много, чтобы потом не было у людей разочарования. Лучше начать понемногу, и дело пойдет само собой. Будьте упорны и настойчивы и храните единство в своих рядах. И каждый день стремитесь сделать сегодня что-то лучше, чем Вы это делали вчера».

Как видим, Святослав Николаевич дал нам достаточно для того, чтобы работа успешно протекала и развивалась. Его завещание нам есть завещание всей его семьи! И наша обязанность как можно точнее, правильнее его применить в жизни! Следовать строго указаниям Наставника – прямая задача его последователей!

Начать снова никогда не поздно. Начать снова – не значит все разрушить до основания. Начать снова – значит, прежде всего, вспомнить об основах как о прочном фундаменте, на котором можно уверенно строить. Начать снова – значит обновиться, возродиться в этом главном воспоминании. Эти основы даны нам Святославом Николаевичем, всей семьей Рерихов, их Учением!

Валерий Ашиков

______________

1. Рерих С.Н. Медлить нельзя // Советская культура. – 29 июля 1989 г.

2. Обращение С.Н.Рериха к членам правления Советского Фонда Рерихов, 28 ноября 1989 г.