Skip to content

Обращение Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха к Президенту РФ

Письмо в PDF формате

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

Копия Министру культуры РФ
В.Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Владимирович!

16 февраля 2016 г. Министерством культуры Российской Федерации намечено проведение коллегии по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов» (далее – концепция) с участием руководства Института востоковедения РАН, Государственного музея Востока (ГМВ), Музея-института семьи Рерихов (г. Санкт-Петербург), Государственного музея А.С. Пушкина и других столичных музеев, а также представителей Общественной палаты РФ и оргкомитета ОО «Национальный рериховский комитет (НРК).

Состав участников коллегии свидетельствует, что Министерство культуры РФ изначально проигнорировало руководство общественного Музея имени Н.К. Рериха МОО «Международный Центр Рерихов» (МЦР) и общественные рериховские организации, чьи интересы выражает Центр-Музей, не пригласив их на заседание. И это неслучайно, поскольку Министерство культуры РФ планомерно проводило и проводит политику, направленную на исключение общественного Музея из пространства обсуждения вопросов, касающихся судьбы наследия семьи Рерихов в России.

Концепция Музея семьи Рерихов, разработанная Минкультуры, ГМВ и НРК, которая предлагается к обсуждению на заседании коллегии 16 февраля, грубо искажает историю передачи Международному Центру Рерихов наследия Святославом Рерихом и прямо противоречит его последней воле. Так, авторы концепции ведут отсчет времени с 1993 года, т.е. с момента выхода в свет Постановления Правительства РФ № 1121 от 04.11.1993г. «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». Руководство ГМВ апеллирует к этому постановлению как к основному аргументу, якобы подтверждающему правомерность его нынешнего курса. Между тем, известно, что Постановление, изданное после смерти С.Н. Рериха, явилось первым официальным шагом к нарушению его волеизъявления.

Передавая бесценное наследие семьи Рерихов в Россию, С.Н. Рерих ставил единственное условие: Музей в Москве должен иметь общественный статус. Святослав Николаевич считал, что Музей не должен подчиняться Министерству культуры и Государственному музею Востока и открыто заявил об этом в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» от 29.07.1989 г.

Позволим напомнить, что при жизни С.Н. Рериха в 1989 году советское правительство давало ему гарантии в создании общественного музея, закрепив их в Постановлении Совмина СССР «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К. Рериха» от 4 ноября 1989 г. №950 и Решении Исполкома Моссовета от 28.11.1989 г. № 2248. Правительство СССР предоставило под Музей историческую усадьбу Лопухиных в центре Москвы, находящуюся на тот момент в полуразрушенном состоянии. Ее восстановление происходило в 1990-е–начале 2000-х годов под руководством доверенного лица Святослава Николаевича – Л.В. Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, без какого-либо финансового участия государства, исключительно за счет пожертвований общественности и средств мецената. Без преувеличения можно утверждать, что Музей имени Н.К. Рериха создан российским народом при поддержке международной культурной общественности.

Решение Росимущества от 25 ноября 2015 г. о передаче усадьбы Лопухиных в управление музею Востока, инициированное Минкультуры, поставило общественный Музей имени Н.К. Рериха в крайне сложное положение, поскольку создало большие риски для его дальнейшего развития. Так, в настоящее время ГМВ не скрывает своих планов – получить в полное распоряжение здания отреставрированной усадьбы Лопухиных и коллекцию МЦР, что может повлечь за собой разрушение общественного Музея и его многолетней созидательной деятельности.

В выдвигаемой Минкультуры и ГМВ концепции «Музея семьи Рерихов» роль общественного центра отводится недавно созданному при поддержке Минкультуры «Национальному рериховскому комитету». Отметим, что претензии НРК на роль лидера общественного Рериховского движения не имеют никаких оснований и перспектив, а репутация его главы – бывшего Президента МЦР А.П. Лосюкова, вызывает полное недоверие. С 1991 года центром Рериховского движения выступает Международный Центр Рерихов, и «заменить» его НРК не в состоянии.

В качестве обоснования целесообразности своей концепции Минкультуры, ГМВ и НРК упорно пропагандируют несостоятельность общественного Музея в финансово-экономическом плане. Однако действительность опровергает данное утверждение: Музей имени Н.К. Рериха бесперебойно полноценно функционирует. Обвинение общественного Музея в использовании «устаревших» форм организации музейной работы так же беспочвенны, о чем свидетельствуют многочисленные международные и российские премии последних лет. Безусловно, государственная поддержка могла бы существенно улучшить положение Музея имени Н.К. Рериха. Однако такой подход вообще не принимается во внимание, и Минкультуры беззастенчиво объявляет о необходимости огосударствления усадьбы и фондов общественного Музея. Называя вещи своими именами, подчеркнем: под благовидными предлогами сегодня происходит захват государственным ведомством того, что им не создавалось и на что оно не имеет юридических прав.

Министерство культуры и ГМВ пытаются убедить общественность в том, что нужен некий объединенный музей, он-то решит все проблемы. Напомним, что с 1976 г., т.е. момента формирования рериховской коллекции в ГМВ, этим музеем до сих пор не решены неотложные вопросы обеспечения сохранности своей коллекции, проведения реставрационных работ, организации передвижных выставок картин и т.д. Известно, что подобных проблем общественный Музей имени Н.К. Рериха не имеет.

Также не вызывает сомнений, что наследие семьи Рерихов является великой страницей русской культуры и, следовательно, не может быть отнесено к области зарубежной восточной культуры, которой напрямую занимается ГМВ. Бесспорно, что уникальное рериховское наследие, включающее картины, архивы, научные и философские труды, заслуживает того, чтобы храниться в специальном Музее, как это было определено С.Н. Рерихом, передавшем свою коллекцию общественному Центру-Музею. Наконец, недавняя история свидетельствует, что общественный Музей имени Н.К. Рериха состоялся как прогрессивная гражданская инициатива общенационального значения и его перевод в ведомственное подчинение ГМВ неизбежно приведет к уничтожению усилий и бескорыстных трудов тысяч российских граждан.

При рассмотрении целесообразности реализации концепции, выдвигаемой Минкультуры, необходимо помнить, что общественный музей имени Н.К. Рериха не имеет аналогов в нашем Отечестве. Опыт его создания и многолетней творческой работы в статусе общественной организации, несомненно, актуален для решения поставленной Правительством РФ задачи формирования института гражданского общества в стране. Общественный Музей имени Н.К. Рериха – это будущее, а не прошлое, как это пытаются представить авторы концепции.

Принимая судьбоносные решения, стоит осознать, что заверения, данные Россией С.Н. Рериху, распространяются не только на тех, кто озвучивал их в 1989 году. В равной степени сегодня ответственность несут современные государственные структуры, ведомства и учреждения, общественные организации и отдельные люди – ведь гражданский и человеческий долг не имеет сроков давности.

Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданного в условиях демократических преобразований, свободы слова и мышления в России негативно отразится на репутации государственных институций, которые пытаются подменить историческую правду выгодным вымыслом и объявить бывшее не бывшим.

Учитывая огромное значение общественного Музея имени Н.К. Рериха для настоящего и будущего нашей страны, просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, предотвратить разрушение уникального Музея и способствовать передаче усадьбы Лопухиных Международному Центру Рерихов.

Просим Вас встать на защиту основ общественной культуры, олицетворением которой является общественный Музей имени Н.К. Рериха.

С уважением,

Председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
О.А. Уроженко

Члены:

Г.Д. Безродная (Казахстан)

В.А. Владимиров (Россия)

Т.А. Иванкова (Россия)

О.Н. Калинкина (Россия)

Е.С. Кулакова (Россия)

Т.С. Купава (Эстония)

Е.В. Троянова (Киргизия)

Э.П. Чистякова (Украина)

Учредители:

Н.П. Германова (Беларусь)

В.А. Козар (Украина)

С.П. Синенко (Россия)

15.02.2016 г.

___________

Источник: сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха – www.roerichs.com