Определили на склад

Газета «Наша Версия», 10.03.2017 г.

https://versia.ru/izyatye-iz-mezhdunarodnogo-centra-rerixov-kartiny-i-risunki-peredany-muzeyu-vostoka

Изъятые из Международного центра Рерихов картины и рисунки переданы Музею Востока

Картины Николая и Святослава Рерихов, изъятые из Международного центра Рерихов 7 марта, переданы Музею Востока. Пока данное учреждение выступает в роли склада для хранения вещдоков. Дело в том, что вывезенные из МЦР работы, по мнению следствия, были подарены центру владельцем канувшего в лету Мастер-Банка Борисом Булочником, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Напомним, именно для Музея Востока Минкульт «отжимает» занимаемую Центром Рерихов усадьбу Лопухиных на протяжении многих лет.

7 марта многочисленный женский коллектив Международного центра Рерихов был буквально ошарашен «подарком», который был преподнесен Министерством культуры и правоохранителями. Рабочий день начался для них с закрытых дверей, охраняемых бойцами ОМОНа. Пока у входа на территорию центра скапливались возмущенные сотрудники, которым не предоставили абсолютно никакой информации, и представители СМИ, в самом здании усадьбы Лопухиных происходило, без преувеличения, варварское изъятие экспонатов.

Позже стало известно, что следственные действия в МЦР проходили в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Бориса Булочника, который в свое время был крупнейшим меценатом Центра Рерихов, являясь владельцем закрытого в 2013 году Мастер-Банка. Следствие считает, что картины были куплены якобы на украденные банкиром деньги. В самом Центре Рерихов к подозрениям следствия относятся, мягко говоря, скептически.

Вице-президент МЦР Александр Стеценко:
«У нас был меценат Борис Ильич Булочник. Никаких счетов Мастер-банк нам не перечислял. А выносили картины, подаренные с 2002 года. И следователи заявляли, что это было куплено на ворованные деньги. Каким образом? 17 лет назад Булочник покупал картины за рубежом, возвращал на родину, в Россию».

Министерство культуры «открещивается» от событий, произошедших в Центре Рерихов, заявляя, что представители ведомства присутствовали при изъятии исключительно в роли «экспертов». Но нельзя забывать, что Минкульт на протяжении многих лет пытается буквально выгнать коллектив МЦР из усадьбы Лопухиных (отреставрированной, между прочим, без участия этого самого Минкульта) и передать историческое здание, а заодно и бесценное наследие Рерихов, подведомственному Музею Востока. Позже стало известно, что вывезенные из Центра Рерихов картины оказались именно в этом музее, который пока что стал временным складом для хранения вещдоков. Всего было изъято около 200 экспонатов (картины и рисунки). Руководству МЦР запретили оглашать конкретные наименования, по их словам в Музей Востока отправились не все картины, подаренные Булочником, но при этом были изъяты труды, которые не имеют отношения к меценату.

«Нам были переданы на хранение в качестве вещественного доказательства около 50 упаковок. Сколько там картин я не могу сказать, так как мы не имеем права их распечатывать», — цитирует слова генерального директора Музея Востока Александра Седова агентство ТАСС.

Любопытно, что именно 7 марта Арбитражный суд Москвы отказал в заявлении Государственного музея Востока об ускорении рассмотрения его иска о выселении Международного Центра Рерихов из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Это не культурно

О произошедшем 7 марта трудно говорить без таких терминов, как «дикость», «варварство» и «позор». А как иначе назвать ситуацию, когда «эксперты» из Минкульта в сопровождении бойцов ОМОНа (как рассказал Александр Стеценко, в руках одного из них он видел топор, видимо, для сбивания замков), не дожидаясь приезда юриста МЦР, блокируют работу учреждения, заставляя работников «сидеть тихо»? Разве не дико без какого-либо объяснения причин не пропускать пришедших на работу людей, для которых Центр Рерихов стал вторым домом, можно сказать, смыслом жизни? Возможно, автор этих строк излишне впечатлительный человек, но видя опустошенные взгляды женщин-сотрудниц Центра, получивших такой «подарок» к 8 марта, становится не только больно, но и во многом стыдно. Искренне желаю работникам других учреждений культуры, меценатом которых являлся Борис Булочник, никогда не столкнуться с таким же отношением.

О том, что творилось внутри музея, где в течение нескольких часов хозяйничали ОМОНовцы и те же «эксперты», подробно рассказало руководство МЦР в ходе пресс-конференции.

Остроты этой ситуации придает и тот факт, что совсем необязательно было устраивать «маски-шоу» в промозглый предпраздничный день. Вот, что нам рассказал первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин:

«В действиях правоохранителей нет совершенно никакой логики. И речь идет не только в целом об абсурдности ситуации с бывшим меценатом. Дело в том, что с нами уже возникала почти такая же история, — представители МВД в рамках того же уголовного дела приехали и сообщили о присвоении некоторым картинам статуса вещественного доказательства. В тот раз мы подписали бумагу о том, что обязуемся не совершать никаких действий с указанными картинами и всё, никакого изъятия не произошло. Мы строго выполнили это предписание. Зачем надо было в этот раз действовать иначе – остается только догадываться».

По его словам, нет никаких подтверждений квалификации людей, которые изымали картины. Более того, глубокие сомнения вызывают условия, в которых была произведена транспортировка, — «это был самый обыкновенный небольшой фургон, а не специальный транспорт, соответствующий перевозке такого груза». Напомним, речь идет о бесценных картинах великого Николая Рериха!

История не закончена

Понятно, что Центр Рерихов не опустит руки и продолжит отстаивать свой Музей, впереди еще не один суд. Пока остается только пожелать мужества и стойкости коллективу, который буквально с первых дней существования Международного центра Рерихов отстаивает право сохранения общественного статуса наследия наших великих соотечественников. Если кто не знает, Святослав Рерих в конце 80-х прямо указывал, что наследие его семьи передается в Россию на условии, что картины и другие произведения искусства будут храниться и выставляться в Музее, имеющем Общественный статус. То есть его работа не должна зависеть от каких бы то ни было ведомственных барьеров, характеризующих, к сожалению, все без исключения отечественные министерства.

«Произошедший во вторник инцидент вписывается в широкую кампанию, развернутую Министерством культуры и Музеем Востока против нашего общественного Музея. Мы уже привыкли к внеплановым проверкам, которых только в 2016 году со стороны Минкульта было 17, к глупым обвинениям в экстремизме, которые, разумеется, не нашли подтверждения… Наследие Рерихов должно быть общественным достоянием, чтобы каждый гражданин страны чувствовал к нему сопричастность, как считал Святослав Рерих, а не уделом чиновников», – заключил Павел Журавихин.

Как долго Музей Востока будет играть роль «временного склада вещдоков» — неизвестно. Весьма вероятно, что своеобразным эндшпилем этой партии, развязанной, по всей видимости, Министерством культуры, станет незаметное исчезновение «временного» статуса, и картины останутся в Музее Востока с молчаливого согласия общества. Будет уместным напомнить призыв самого Николая Константиновича Рериха в его послании «Друзьям Знамени Мира».

«… никакие указы не создадут культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность». Н.К.Рерих (Друзьям Знамени Мира, 1947 год)

Леонид Апраксин

https://versia.ru/izyatye-iz-mezhdunarodnogo-centra-rerixov-kartiny-i-risunki-peredany-muzeyu-vostoka

 


Один комментарий
  1. Николай Константинович Рерих писал в своих произведениях о том, что Культура защищает историческое достоинство народа, и что она живет во всем мыслящем и созидательном… По-видимому, чиновники от культуры, которых мы видели на фото и видео в интернете 7 марта 2017 года хозяйничающими под прикрытием грозных представителей силовых структур в общественном Центре – Музее имени Н.К.Рериха при МЦР в Москве ( Малый Знаменский переулок, дом 3/5) не знакомы с данными высказываниями Николая Константиновича. Да и зачем им читать его? Авторитетным мнением представителя Министерства культуры: « Не люблю я этого Рериха!» было сказано всё.
    Лживая мотивация, которой прикрывался варварский захват уникальных полотен знаменитых на весь мир художников, вывозившихся под покровом темноты, зияющие пустоты на стенах музея в местах, где ранее красовались великолепные произведения искусства, срыв всех культурных программ общественного музея…
    Перечислять все «художества» участников устрашающей акции, устроенной накануне женского праздника 8- е марта в общественном музее имени Н.К. Рериха участниками «маски-шоу» можно долго. И все это позволили себе представители государственных культурных учреждений, по должности обязанные всеми достойными средствами защищать культуру и культурное достояние своей страны. И нести в себе хотя бы задатки этой культуры. Но приходится констатировать факт форменного безобразия и бескультурья.
    Можно ли после этих безобразных действий верить, что участники данного беззакония имеют искренние намерения создавать государственный музей семьи Рерихов и сохранять в нем Наследие? Быстрее поверишь в то, что они всеми силами стремятся упрятать в пыльных подвалах все философское и художественное Наследие великой семьи, чтобы люди о нем как можно скорее позабыли. А еще лучше – стереть даже имя Рерихов с лица земли.
    Не дает покоя современным геростратам знание о том, что именно общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве, является сегодня крупнейшим культурным и духовным центром не только в России, но и в мире по сохранению и популяризации Наследия великой семьи. Более 27 лет сотрудники МЦР с трепетной заботой и любовью создавали в стенах усадьбы экспозиции из произведений и артефактов, принадлежащих всем членам уникальной семьи, сохраняли и приумножали фонды и архивы Музея имени Н.К. Рериха. Расположенный в прекрасной усадьбе Лопухиных, отреставрированной на собственные средства при помощи общественности и меценатов без единой копейки от государства, Центр – Музей все лишения и нападки переносит мужественно и стойко. Гордиться бы следовало, что именно в России есть такой замечательный культурный общественный центр – украшение и достояние России — и помогать в его созидательной деятельности на ниве культуры.
    Но нет! Не хватило ни выдержки, ни внутренней культуры, ни знания, не нашлось даже простой порядочности и человечности, показала свой звериный оскал «цивилизованная дикость».
    Плоды этой дикости мы наблюдаем сегодня всем миром. Наблюдаем, как с молчаливого одобрения «власть имущих» разрушают прекрасный Храм Культуры и Красоты, Храм — Музейон, о котором мечтали все Рерихи. На моей любимой родине младшим сыном знаменитых родителей Святославом Николаевичем вместе со своей доверенной Людмилой Васильевной Шапошниковой и единомышленниками с позволения добропорядочных государственных мужей заветная Мечта воплотилась в Жизнь.
    Но нашлись «иные» государственные мужи, которые по заветной Мечте всех Рерихов зловеще прошлись своими непомерными амбициями и невежеством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *