Skip to content

С каждого по рублю – Фонду Рериха спасение

Газета “Трибуна”, г. Москва, 22.01.2014 г.

Лет сорок назад, когда работал корреспондентом ТАСС в Монголии, даже в мыслях не допускал, что придется писать в защиту выдающегося сына России Н.К. Рериха. Тогда вместе с корреспондентом Всесоюзного радио и телевидения мы задумали проделать отважный путь Николая Константиновича из Улан-Батора в Лхасу, столицу Тибета. За советом, содействием пошли в партком посольства. Выслушав нас, секретарь парткома Михаил Иванович Кошелев чуть со стула не упал: «Да вы с ума сошли. Только что умер Мао Цзэдун, неизвестно, как будут развиваться отношения с Китаем. Кому отвечать, если с вами что-либо случится?». Словом, ушли из посольства несолоно хлебавши.

В середине прошлой недели пригласили на пресс-конференцию, созванную музеем Н.К. Рериха и Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов. В жизни довелось бывать на сотнях подобных мероприятий, но ни одно из них не было похожим на то, что состоялось в Малом Знаменском переулке. Оттуда прозвучал SOS – гибнет наследие Рерихов – выдающихся представителей вселенского мышления, поборников того, что мир на земле можно спасти только благодаря культуре.

Сразу бросилось в глаза: на пресс-конференцию собралась в подавляющем большинстве молодежь. Та, для которой, по словам Н.К. Рериха, он писал картины, стремясь передать ей заветное и веря в то, что она поймет его. В самом деле, как можно быть равнодушным к полотну «Гонец. Восстал род на род».

…Девятый век нашей эры. Между славянскими племенами началась вражда и войны. Из-за холма с городищем выплывает рог луны, скупо освещая реку. Гребец в одежде из меховых шкур бесшумно направляет челн к поселению. Рядом задумчиво сидит седой старик. Он везет тревожную весть… Манера – декоративная, краски – яркие… А ведь то была дипломная работа выпускника Академии художеств Николая Рериха. Затем он создал тысячи уникальных, бьющих в сердце и в голову произведений. Кроме того, мыслитель, гуманист, ученый, писатель, отважный путешественник, исследовавший не известные науке районы Центральной Азии, особенно Монголии и Индии.

Судя по живому интересу коллег, искусствоведов, отмечаю: значит, не все потеряно, хотя надо посмотреть, что напишут. Да и проблемы, которые предстоит решать, – огромные. Святослав Николаевич, сын Рериха, ссылаясь на пожелания отца, предложил в 1987 году создать общественный музей Н.К. Рериха. Советское правительство, Моссовет выделили для него в центре столицы усадьбу Лопухина, которую государство обещало восстановить и приспособить для нужд музея. Вскоре случился распад СССР, и Россия, ссылаясь на экономические трудности, отказалась от финансирования работ по реставрации усадьбы. Благодаря меценату Б.И. Булочнику два здания усадьбы были подняты из руин и отреставрированы. Было воссоздано также Красное крыльцо.

Сейчас в музее – более 9 тысяч экспонатов. 900 с лишним – это полотна и рисунки. От Святослава Рериха получен уникальный фамильный архив. Есть библиотека. Постоянно проводятся передвижные выставки по стране и за рубежом. К слову, идеи Николая Константиновича, борца за мир, культуру, нравственное обновление, провозглашают Нью-Йоркский музей Рериха, движение «За мир – через культуру» в ФРГ, Канаде, Швейцарии, Японии, Австралии.

Казалось бы, так в чем же проблема? В действительности она не одна, их – много. В минувшие ноябрь и декабрь нечем было выдавать зарплату (22 миллиона рублей). Спасибо, помогла общественность. Усадьба Лопухина в центре Москвы, разумеется, – лакомый кусочек. И Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина имеет на нее виды. Руководство фонда направило письмо президенту Владимиру Путину. Прошло два месяца и – тишина. Одно дело – объявить 2014 год Годом культуры, другое… Выступавшие на пресс-конференции президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Александр Лосюков, заместитель генерального директора музея Рериха Александр Стеценко и другие поднимали самые наболевшие проблемы.

«Мы просим, – говорила директор общественного музея Елена Калмыкова, – установить для музеев арендную плату за один квадратный метр один рубль. Ведь все знают: музеям нужны 80 процентов дотаций. Их могли бы дать меценаты, бизнес».

Но вот незадача: Госдума еще не приняла закон о меценатстве, а разрабатываемый законопроект не удовлетворительный: в нем говорится о меценатстве государственных музеев. Общественные же музеи – за бортом. А это значит их вымирание. Какое же это гражданское общество, которое создается в России, если оно хочет закрыть общественный музей? Если бы не было Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, которое ведет работу за рубежом, с музеем давно бы расправились. Александр Лосюков, кстати, в прошлом заместитель министра иностранных дел РФ, отметил, что за 45 лет своей чиновничьей работы он не видел столь одержимых, с горящими глазами людей, как музейные работники.

На пресс-конференции было сказано немало нелестных слов о тех, кто, став богатым, тратит деньги на приобретение футбольных клубов, яхт и т.д. А на культуру остаются только крохи. Что противопоставить этому? В наше окаянное время можно ответить, видимо, только рублем. Всенародным. Это значит, что граждане России (каждый) должны пожертвовать музею Рериха всего рубль. Особые надежды на женщин. Не случайно Николай Бердяев, знаменитый русский философ, высоко ценил «бабье начало» в русском характере и в самой России. Один рубль с каждого взрослого мужчины и с каждой взрослой женщины. Тогда и подрастающим чадам, которые наверняка задумаются, на какой земле они живут, будет с кого брать пример.

Всегда хорошие и к месту произнесенные слова сказал поэт Андрей Дементьев: «Слава богу, что президент стал говорить, что без культуры, духовности мы превратимся в общество потребителей. Но ведь кроме счета в банке есть и другой счет – духовный, тот, что у тебя внутри».

Анатолий ШАПОВАЛОВ

______________

Источник:

http://www.tribuna.ru/news/culture/s_kazhdogo_po_rublyu_fondu_rerikha_spasenie/