Skip to content

Великий миротворец. Культура – на страже мира

Журнал “Прайм-Сфера”, январь-февраль 2016 г.

Открыть статью в PDF формате

В XX веке Россия явила миру целую плеяду выдающихся философов, учёных и мастеров культуры, которые стремились осмыслить место и роль человека на Земле. Они относили культуру и этику к ведущим началам в развитии Космоса и считали, что человек должен стать его гармоничной частью. Такие представления мы находим в философских трудах П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Вл.С. Соловьева, в работах учёных К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. Но особенно ярко эти идеи сконцентрированы в наследии семьи Рерихов, которое, образно говоря, напоминает кристалл мудрой философской и научной мысли, произведений искусства.

Н.К, Рерих. Святая защитница
Н.К. Рерих. Святая защитница

Философская система Живой Этики, созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, нашла отражение в прекрасных полотнах Николая Константиновича Рериха и его младшего сына Святослава. Научные изыскания Юрия, старшего сына Рерихов, и его деятельность, связанная в частности, с Гималайским институтом научных исследований «Урусвати», также проходили в русле философских идей этой семьи. Рерихи всегда оставались горячими патриотами России, и Николай Константинович, прожив несколько десятилетий в Индии, которая была предметом его научных интересов, никогда не считал себя эмигрантом. Он даже не получал Нансеновский паспорт, оставив российский. «Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения», – утверждал художник в статье «Четверть века» (1942 г.). В русской культуре, которую Рерихи пронесли в своей душе через всю жизнь, лежат истоки эволюционных действий этой удивительной семьи – Пакта Рериха, Учения Живой Этики, Центрально-Азиатской экспедиции, Института Гималайских исследований «Урусвати».

Важнейшим достижением в формировании нового представления о мире и человеке, яркой и действенной попыткой противостоять войнам, сотрясающим землю и человечество на протяжении тысячелетий, стал Пакт Рериха – первый в истории планеты Международный договор по защите культуры. Знаменательно, что его истоки имеют отношение к Ярославскому краю. В 1903 году Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна направились в экспедицию по старинным русским городам. Первым городом на маршруте их масштабного путешествия стал Ярославль. Будучи в нашей губернии, Рерихи посетили Романово-Борисоглебск и Ростов Великий. А в 1904 году Николай Константинович побывал и в Угличе. Экспедиция по Руси стала началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – написал художник в одном из своих очерков. В этих словах заложен глубочайший смысл. Прошлое, настоящее и будущее связаны неразрывной нитью культуры. Разрушение памятников приводит к тому, что культурное пространство сужается. А это, в свою очередь, вызывает новые натиски хаоса и разрушений. «Не занятые площади культурной человеческой деятельности начинают заниматься недопустимыми вещами вроде преступности, просто безнравственности и так далее», – уже в наши дни отметил академик РАН Д.С. Лихачёв. Он считал, что «с нарушением культурной преемственности начинается деградация общества».
В 1904 году Н.К. Рерих изложил выводы по результатам экспедиции в докладе в Русском архитектурном обществе. Уже тогда он высказал идею об охране культурных ценностей человечества. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов у него оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. И в 1914 году он обратился к правительству России и верховному командованию русской армии, а также Президенту Франции Р. Пуанкаре и правительству США с призывом обеспечить международную защиту культурных ценностей. В 1915 году с проектом Н.К. Рериха был ознакомлен император Николай II.

Жаль, что замечательные идеи столь долго принимаются человечеством! Понадобилось несколько десятилетий активной общественной деятельности в международном масштабе, чтобы мысли художника воплотились в жизнь. Николаю Рериху удалось создать мощное международное культурное движение и вдохновить на это подвижничество многих людей в разных странах мира. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, ряд других известных деятелей науки, культуры и политики. А 15 апреля 1935 года в кабинете Президента США Рузвельта представители 21 страны американского континента подписали Договор об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, получивший название в честь его создателя – Пакт Рериха. В качестве охранного символа объектов культуры было предложено Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в неё тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и религию в едином пространстве Культуры.

Идея создания Знамени Мира зародилась у Рериха после глубокого осмысления иконы Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии, изучая культуры многих стран, художник обнаружил знак триединства на памятниках различных эпох и регионов земли. Таким образом, был найден универсальный символ, который стал основой Знамени Мира. Теме защиты культуры, Пакту и Знамени Мира художник посвятил ряд своих картин: «Pax cultura» («Пакт Культуры») (1931 г.), «София Премудрость» и «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «Sancta Protectrix» («Святая Защитница», 1933 г.), «Чинтамани» (1935-1936 гг.) и многие другие.

Миротворческие инициативы Николая Рериха и его девиз «Мир через Культуру» вызвали горячую поддержку, как у современников, так и у представителей последующих поколений. Рерих писал о том, что имеющая духовное и возвышающее начало культура должна играть ведущую роль в развитии цивилизации, означающей гражданственное, общественное строение жизни. Кризисы в обществе и во взаимоотношении человека с природой наступают в том случае, если игнорируется роль культуры, и все силы направляются только на развитие цивилизации. Создаётся впечатление, что именно такой период мы переживаем сегодня. Схожие мысли о культуре и цивилизации высказывали выдающийся философ Н.А. Бердяев и академик РАН Д.С. Лихачёв. Подчёркивая значение Пакта Рериха, лётчик-космонавт А.А. Леонов отметил: «Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».

К идеям Пакта также имеет отношение деятельность Рериха в защиту окружающей среды. В 1934-1935 годах он осуществил Маньчжурскую экспедицию. Наряду с различными научно-исследовательскими задачами она имела своей целью поиск засухоустойчивых растений с тем, чтобы впоследствии использовать их в борьбе с опустыниванием земель. В своих статьях Николай Рерих выступил в защиту природного равновесия Земли. Он установил прямую зависимость между отношением человечества к культуре и состоянием окружающей среды и поднял те проблемы, на которые учёные наших дней пытаются найти ответ, разрабатывая пути устойчивого развития человечества.

К сожалению, накануне Второй мировой войны сильные мира сего не обратили должного внимания на предостережения Пакта Рериха. В результате человечество поплатилось миллионами жизней и невосполнимой утратой огромного количества памятников культуры. Когда началась Великая Отечественная война, Рерихи жили в индийской горной долине Кулу. Узнав о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, Юрий Николаевич Рерих направил И.М. Майскому, советскому послу в Англии, телеграмму с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию, но получил отказ. Тогда Николай Константинович, которому в то время было уже за шестьдесят, вместе с младшим сыном Святославом организовал в Индии целую серию выставок с продажей своих картин. Средства от этой миротворческой акции перечислялись в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии. С первого дня войны Рерихи верили в победу, в великое будущее России и русского народа. В 1942 году Рерих создал пророческое полотно «Победа (Змей Горыныч)». На нём изображён воин в древнерусских доспехах, побеждающий дракона. «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несёт русский народ всё своё достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!», – писал великий художник в статье «Слава!» (февраль 1943 г.). Во время войны на картинах Рериха часто появлялись образы героев русской истории. Названия этих картин говорят сами за себя: «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны», «Борис и Глеб», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый» и ряд других.

Н.К. Рерих. Победа
Н.К. Рерих. Победа

После войны мировая культурная общественность вновь обратилась к идеям Пакта Рериха, который лёг в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (Гаага, 14 мая 1954 г.). Гаагская конвенция была ратифицирована большинством государств, в том числе – Советским Союзом.

Идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, сегодня продолжают активно развиваться. В 1990 году выдающийся художник Святослав Николаевич Рерих исполнил волю своих родителей и передал из Индии в Россию их творческое наследие. Святослав Николаевич считал, что Музей имени Н.К. Рериха в России должен быть общественным, а не государственным. Эту идею поддержали многие деятели культуры, включая академика Д.С. Лихачёва. Своим доверенным лицом Святослав Николаевич выбрал известного учёного-индолога Людмилу Васильевну Шапошникову, лауреата премии имени Джавахарлала Неру. Постепенно в Москве, в отреставрированной усадьбе Лопухиных был создан общественный Музей имени Н.К. Рериха. Реставрация усадьбы была проведена при активной помощи общественности, без вложения государственных средств. В настоящее время Международный Центр Рерихов (МЦР) ведёт широкую культурно-просветительскую и научную работу, являясь форпостом космического мышления XXI века. Одно из важнейших направлений работы МЦР – миротворческие инициативы Николая Константиновича Рериха.

Сегодня Знамя Мира победно развевается над объектами культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты, водружено на полюсах Земли, неоднократно побывало в Космосе. В феврале 1990 года экипаж космонавтов в составе А.Н. Баландина и А.Я. Соловьёва совершил космический полёт со Знаменем Мира, которое с февраля по август находилось на борту орбитального комплекса «Мир». А 17 июня 1990 года космонавтом А.Н. Баландиным Знамя Мира было впервые вынесено в открытый Космос, где находилось в течение 9 суток, совершив 144 витка вокруг Земли. В 1997 году был реализован Международный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира» с целью призыва к сотрудничеству под Знаменем Культуры во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете. Под эгидой Знамени Мира, доставленного на орбитальную станцию «Мир», работали многие международные экипажи. Участник проекта, космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».

Знамя Мира было поднято альпинистами на многие вершины. В частности, на Эльбрус (Кавказ), Белуху, пики Николая Рериха, Урусвати, Святослава Рериха, Юрия Рериха (Алтай), Манаслу и Эверест (Гималаи), Хан-Тенгри (Тянь-Шань). 6 мая 1988 года Знамя Мира было впервые установлено на Северном полюсе знаменитым путешественником Фёдором Конюховым. На Южном полюсе Знамя Мира поднято 8 января 2000 года участниками первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку». В октябре 2004 года, во время торжественных мероприятий в Индии, посвящённых 100-летию со дня рождения С.Н. Рериха, побывавшее в космосе Знамя Мира было подарено индийскому парламенту. Принимая его, спикер С. Чаттерджи сказал: «…Оно будет храниться в библиотеке парламента Индии как самое драгоценное сокровище».

В 2012 году в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось открытие Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» к 80-летию этого величайшего миротворческого документа. Его организаторы – Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов. Проект проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ. В ряде европейских стран прошли выставки «Пакт Рериха. История и современность». В июне 2013 года проект был реализован во Дворце Наций Женевы. Одновременно он продолжил своё торжественное шествие по странам Латинской Америки. «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры», – считал Н.К. Рерих. С марта 2014 года выставки «Пакт Рериха. История и современность» проходят в России, где с ними познакомились уже более 80 городов. Летом 2015 года этот миротворческий проект пришёл и на Ярославскую землю. Первым городом на пути выставочного маршрута стало Пошехонье, где в здании администрации Пошехонского муниципального района была развёрнута выставка. Затем культурную эстафету приняла Даниловская художественная галерея. В дар от организаторов проекта Знамя Мира приняли глава администрации Даниловского муниципального района А.В. Смирнов, первый заместитель Главы Администрации Данилова М.Н. Смирнова и директор местной художественной галереи Л.К. Головкина. Поскольку в 1996 году академик Д.С. Лихачёв обратился к депутатам Государственной Думы с предложением поддержать идею Н.К. Рериха и поднять Знамя Мира над объектами культуры, планируется, что теперь оно будет постоянно находиться и над Даниловской художественной галереей. Следующим этапом международного проекта «Пакт Рериха. История и современность» стал Музей истории города Ярославля. Примечательно, что над этим учреждением культуры уже несколько лет развевается Знамя Мира. В декабре 2009 года в Музее истории города Ярославля проходил масштабный российско-индийский форум. По предложению международного коллектива учёных, Знамя Мира было поднято над музеем как «символ непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».

«Николай Константинович Рерих, – писал лётчик-космонавт Виталий Севастьянов, – всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт».

Отмечая актуальность Пакта Рериха в наши дни, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своём в своём приветственном обращении на открытии выставки при ООН в апреле 2015 года подчеркнул: «Мы видим, что культурное наследие подвергается нападениям в разных частях света, от Мали до Ирака и Сирии. Экстремисты варварски разрушают музеи и исторические памятники, запрещают девочкам посещать школы и убивают представителей средств массовой информации. Попираются все те символы, которые воплощают свободу мысли и уважения к культурному многообразию. Подобные действия наносят удар в самое сердце человеческой индивидуальности и гуманистических устремлений». Но вопреки войнам, хаосу и разрушениям вновь звучит девиз Н.К. Рериха «Мир через Культуру» и вновь поднимается над планетой Знамя Мира.

Постскриптум. 24 августа 2015 года ушла из жизни Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный директор общественного музея Международного Центра Рерихов, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Николаевича Рериха, хранитель и защитник наследия, переданного им в Россию, крупнейший исследователь творчества Рерихов. Она является автором 35 книг и более 500 статей. Ее труд «Тернистый путь Красоты» (2002) признан лучшей книгой года. В 1975-1980 г.г. Людмила Васильевна в одиночку повторила маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (кроме Китая). Благодаря ее самоотверженной деятельности в Москве был спасен от разрушения и воссоздан памятник истории и культуры XVII–XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных», в котором размещается Музей имени Н.К.Рериха. Творческая и общественная деятельность Людмилы Васильевны получила признание в России и за рубежом. Она награждена орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, рядом международных премий. Малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, получила в ее честь имя «Lyudvasilia».

Выдающийся общественный деятель, историк-востоковед, философ¸ писатель, путешественник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, почётный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии, Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, Людмила Васильевна Шапошникова навсегда останется в памяти тех, кому дороги идеи великого художника и миротворца Николая Рериха и его сподвижников.

Сергей Скородумов