Skip to content

Юрий Самодуров. Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению общественного Музея имени Н.К. Рериха?

«Эхо Москвы». 15.05.2017 г.

http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1981156-echo/

Юрий Самодуров, правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова

Не исключено, что уничтожение общественного музея имени Н.К.Рериха осуществлено по негласному идеологическому «заказу» руководства РПЦ.

Год назад, в мае 2016 я не думал, что Минкультуры РФ способно «отличиться» не только просьбой к прокуратуре проверить на «экстремизм» * деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха, но и организует в апреле-мае 2017 года с помощью Следственного комитета и руководства государственного Музея Востока силовой захват здания, коллекций, архива общественного Музея имени Рериха и уничтожит его.

Теперь, с учетом этого годичной давности обвинения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха в «экстремизме» и с учетом того, что объясняя захват и уничтожение общественного Музея Рериха , зам.директора государственного Музея Востока г-н Мкрытычев объявил**, что Музей Востока в создаваемом им в захваченных Музеем Востока помещениях общественного музея Рериха — филиале Музея Востока -государственном «Музее семьи Рерихов» будет пропагандировать подлинное наследие Рерихов, а не то, что писала и говорила о Рерихах основатель общественного Музея имени Рериха покойная Л.В.Шапошникова и что было представлено в экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха (иными словами, государственный Музей Востока освбодит Рерихов от «неправильных интерпретаций его наследия общественным Музеем имени Н.К.Рериха) мне стало ясно, что одним из главных мотивов и целей уничтожения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха, помимо желания получить бесплатно (по русски это называется мародерством) прекрасные здания бывшей усадьбы Лопухиных восстановленной из руин Международным Центром Рерихов, — является идеологический мотив недопущения чиновниками Минкультуры и руководством государственного музея Востока популяризации и пропаганды общественным Музеем имени Рериха философско-этического учения Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Рерих известного под именем «Живая Этика» или «Агни Йога».

В нашем, по Конституции РФ светском и неидеологизированном государстве такую степень ожесточенного и непримиримого отношения к столь малоизвестному широкой публике (и мне в частности, тоже) учению как «Живая Этика» («Агни Йога») , какую продемонстрировало руководство Минкультуры РФ и государственного Музея Востока, заявляя , сначала об экстремизме общественного Музея имени Рериха, затем о неправильной интерпретации основателем Музея Рериха Л.В.Шапошниковой «Живой Этики», можно, по-моему, объяснить только влиянием и участием в этой истории РПЦ.

Я даже не исключаю, что возможно был и негласный прямой или косвенный заказ руководства РПЦ на уничтожение общественного Музея имени Рериха. Ведь популяризация общественным Музеем имени Рериха «Живой Этики» (независимо от того , как интерпретировала это учение Л.В.Шапошниковой и как пропагандируют его сотрудники Музея) действительно никак не соотносится с насаждаемым в стране РПЦ при поддержке государства православием.

Фактически с уничтожением общественного Музея имени Рериха мы вернулись во времена большевизма, но с обратным знаком. В 1920-е — 1960-е и вплоть до перестройки годы советская власть уничтожала, гнобила и стремилась ослабить православие и русскую православную церковь, а в 2017 году российская власть вместе с РПЦ гнобит, уничтожает и стремится не допустить в обществе пропаганду в стране любой идеологии, кроме православия, даже если это идеология совершенно внеконфессиональная и, как «Живая Этика», довольно эзотерическая. Поэтому я скажу следующее: неважно — есть Бог или его нет (для верующих он есть, для атеистов его нет). Важно — что делает и к чему стремится в обществе и государстве РПЦ! Общественный Музей имени Н.К.Рериха в своей деятельности никогда не было противником действующей государственной власти и единственное чем, по-моему, можно объяснить ненависть к нему Минкультуры и Музея Востока — это идеологический «заказ» РПЦ на уничтожение общественного Музея имени Рериха..

Ссылка на источники:

* http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4731
** https://www.facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/?pnref=story.unseen-section

«Marina Koval Друзья! ТИГРАН МКРТЫЧЕВ отвечает на первый вопрос Натальи Смирновой: Итак, начнем
Уважаемая Наталья!
Прежде всего, хочу поблагодарить создателей этой группы за возможность установления прямого разговора с людьми, неравнодушными к наследию Рерихов.
Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу. Однако мы планируем тесное взаимодействие с рериховской общественностью. Мы предлагаем площадку для изучения Учения, и дадим возможность исследователям работать с архивами и произведениями Рерихов. Более того, мы предлагаем тезис для работы — Вернуться к Рериху. То есть мы хотим предложить исследователям отказаться от интерпретаций Живой Этики, которые предлагали деятели МЦР, и изучать не труды Л.В. Шапошниковой, а Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.
<…>
Тигран Мкртычев Реэкспозиция будет проведена во всех залах музея. Вопрос о сроках более сложный — это и концепция, которую предстоит доработать, и работа по обновлению залов — ВНИМАНИЕ — залы памятника федерального значения в нарушении всех правил использования — покрыты современными матерчатыми обоями, и работа над дизайном экспозиции, и конце-концов бюджет. Однако — подчёркиваю — экспозиция будет о творчестве Николая Рериха, о творчестве его детей, о учении Елены Рерих, а не о некой придуманной Л.В.Шапошниковой космической эволюции. Шапошникова и Рерихи — это разные величины»