Skip to content

Кому помешал общественный Музей Рериха?

В конце апреля 2017 года Министерство культуры В.Р. Мединского захватило общественный музей имени Н.К. Рериха в Москве вместе с картинами и архивами семьи Рерихов. Чиновники не услышали протесты общественности и обращения деятелей культуры. Произошло ограбление культурной организации, а музей закрыт уже полгода.

Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве был создан по инициативе Святослава Рериха – младшего сына известного русского художника Николая Рериха. Святослав Рерих безвозмездно передал в Россию для создания музея сотни картин отца и бесценные рукописи. Рерих лично выбрал старинную усадьбу Лопухиных под размещение музея. При этом он поставил два обязательных условия: музей должен иметь общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных. Сотрудники Международного Центра Рерихов без копейки государственных средств, с помощью меценатов и общественных пожертвований провели сложнейшие реставрационные работы полуразрушенной усадьбы Лопухиных. Был создан уникальный музей с крупнейшей коллекцией картин Рерихов, собранной за счет дарителей и меценатов.

Общественное признание

Деятельность Международного Центра Рерихов была отмечена высокими российскими и международными наградами. За сохранение и популяризацию наследия Рерихов генеральный директор Музея Людмила Шапошникова удостоена двух государственных орденов — «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011 год) и Орденом Дружбы (2006 год), полученных от Президента РФ.

В 2015 году генеральный директор ЮНЕСКО госпожа Ирина Бокова посетила с визитом общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. После знакомства с экспозицией Музея имени Н.К. Рериха Генеральный директор ЮНЕСКО сделала запись в книге отзывов Музея: «С большим волнением посетила Музей Рериха. Пакт Рериха, подписанный ещё в 1935 году, стал основой Международной конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять!».

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун написал обращение к открытию выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в апреле 2015 г.: «Хочу выразить свою благодарность Международному Центру Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я обращаюсь ко всем правительствам и народам во всем мире с призывом объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».

Трагедия в центре Москвы

После захвата усадьбы Лопухиных Министерством культуры 28-29 апреля 2017 года вся культурная и научная работа Международного Центра Рерихов оказалась парализована. Запланированные выставки и концерты вынуждено отменены. А сотрудники общественного музея оказались выброшены буквально на улицу. Произошло преднамеренное уничтожение музея в мирное время.

Через несколько дней после захвата усадьбы Лопухиных сотрудники Государственного музея Востока сорвали с флагштока перед музеем Знамя Мира, отличительный флаг Пакта Рериха, первого международного договора по защите культурных ценностей, послуживший основой для создания правовых механизмов ЮНЕСКО по защите объектов культурного наследия.

Государственный музей на костях общественного музея

Чиновники Министерства культуры заявили, что теперь в усадьбе Лопухиных будет государственный музей Рерихов. Но можно спросить, разве этично создавать новый музей, уничтожив другой успешно работающий общественный музей?

В запасниках государственных музеев (Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей Востока) находится более 1000 (!) картин Рерихов. Если бы чиновники Министерства культуры действительно заботились о популяризации наследия семьи Рерихов, то эти картины не пылились бы в запасниках многие годы, а составили бы прекрасную основу для нового государственного музея, не уничтожая существующий музей.

Чиновники Министерства культуры еще 60 лет назад обещали Юрию Рериху (старшему сыну Николая Рериха) создать государственный музей Н.К. Рериха. Обещание не было выполнено, а подаренные государству картины на многие десятилетия были упрятаны в запасники Русского музея.

Воля Святослава Рериха

В письме “Медлить нельзя!”, опубликованном в газете “Советская культура”, Святослав Рерих особо подчеркнул: “Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров”.

Министерство культуры поступило с точностью до наоборот. В захваченном музее планируется создать филиал Государственного музея Востока. Произошло нарушение воли дарителя картин — Святослава Рериха, который передал в Россию наследие семьи Рерихов с условием создания общественного Центра-Музея.

Нужен ли России общественный музей имени Н.К. Рериха?

Трудно понять, почему чиновники Министерства культуры уничтожили общественный музей имени Н.К. Рериха и почему государство отказывается выполнять обязательства, данные Святославу Рериху. Невежественные чиновники ведомства В.Р. Мединского не понимают, что нельзя так наплевательски относится к культурному наследию и нельзя уничтожать труд многих людей, создававших музей на протяжении 25 лет. Уничтожая музеи, чиновники разрушают страну.

Несмотря на тяжелое положение Международный Центр Рерихов продолжает защищать волю Святослава Рериха относительно общественного Музея имени Н.К.Рериха. И отстаивать свои законные права на наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных, а также право вести культурную деятельность.

Игорь Кокарев