Skip to content

Документальные фильмы

YouTube канал «Наследие Рерихов и Россия»

Канал знакомит посетителей с творческим наследием уникальной семьи Рерихов и с деятельностью первого в России культурного учреждения нового типа – общественного Музея имени Н.К. Рериха, с его трагической судьбой и неустанной борьбой общественности за возрождение Музея.
Канал предлагает взгляд на Культуру – как на явление общепланетарного, космического масштаба, как на основу человеческой эволюции. В фокусе нашего внимания явления и люди, созидающие именно такую Культуру: общественные деятели, художники, ученые, музыканты, чьё творческое и человеческое кредо направлено на решение важнейших вопросов развития человека и возвращение понятию Культуры того высокого значения, о котором писал Николай Рерих: «Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех достижений огненного творчества».

Набат Совести (2024)

В апреле 2017 года руководством Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры РФ был варварски разрушен уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха. Была уничтожена экспозиция Музея, захвачено наследие семьи Рерихов.
Прошло семь лет и НАБАТ СОВЕСТИ с новой силой взывает к сердцам человеческим, поскольку произошло тотальное попрание волеизъявления С.Н.Рериха, безвозмездно передавшего в Россию наследие Рерихов в 1990 г. для создания в усадьбе Лопухиных (Москва) общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха

История создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха (2020)

В 1989 г. в Москве в усадьбе Лопухиных был создан общественный Музей имени Н.К. Рериха по инициативе младшего сына Е.И. и Н.К. Рерихов – Святослава Николаевича. Это открывало возможности для передачи бесценного наследия Рерихов, имеющего мировое значение. В становлении общественного Музея имени Н.К. Рериха участвовали тысячи людей из разных стран мира. Но в 2017 году общественный Музей был захвачен Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ. Его постоянная экспозиция была варварски разрушена, а сотрудники выселены из усадьбы Лопухиных. Более 16000 предметов из наследия Рерихов (картины кисти Рерихов, бесценный архив, редкие коллекции, уникальные раритеты, мемориальная библиотека и др.) были незаконно вывезены Государственным музеем Востока.

Рубеж на Знаменке: Дозор во имя Культуры (2019)

Фильм рассказывает об истории создания, расцвете и варварском разрушении общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных. 28 апреля 2017 года по Малому Знаменскому переулку пролёг Рубеж – незримая линия, разделившая двадцатишестилетнюю историю Международного Центра Рерихов (МЦР) на две части – до и после. В прошлом – мировое признание МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, передвижные выставки по России и другим странам мира, международные научные конференции, издание книг и журналов… В настоящем – разгромленная постоянная экспозиция общественного Музея имени Н.К. Рерих Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры, рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов. А значит – необходимость общественного контроля над действиями захватчиков – здесь, на Рубеже…

Общественный Музей имени Н.К. Рериха как явление культуры (2016)

Летом 1989 года Святослав Николаевич пишет открытое письмо, опубликованное в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В нем он ставит вопрос о необходимости создания общественного Центра-Музея и определяет его будущего директора. На этом посту Святослав Николаевич не видит иной кандидатуры, кроме Людмилы Васильевны Шапошниковой, индолога, историка, философа, путешественника, писателя, фотохудожника, сценариста и талантливого организатора. В 1990 году он передает России через Л.В. Шапошникову художественно-культурное наследие Е.И. и Н.К. Рерихов для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Устремленность в будущее, полная готовность к творчеству во имя грядущего помогли Людмиле Васильевне обратить трудности в возможности, а мужество, решительность и бескомпромиссность позволили выполнить задуманное Святославом Николаевичем – создать общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Музей имени Н.К. Рериха (2013)

Создание Музея имени Н.К. Рериха в статусе общественного культурного центра было связано с концептуальной программой Святослава Николаевича о Центре-Музее в Москве. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Приглашение в Музей (1999)

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

Первое открытие общественного Музея имени Н.К. Рериха (12.02.1993)

В центре Москвы, на территории усадьбы Лопухиных был создан общественный Музей имени Н.К. Рериха. В его работе воплотились практически все основные направления концепции, изложенные Святославом Николаевичем Рерихом в письме «Медлить нельзя!», присланном им из Индии и опубликованном в газете «Советская культура» 29 июля 1989 года. Руководство музеем было поручено индологу, писателю, глубокому и серьезному исследователю творчества Рерихов Л.В. Шапошниковой, которая стала доверенным лицом Святослава Николаевича. Первая экспозиция общественного музея имени Н.К. Рериха открылась 12 февраля 1993 года. Она разместилась в пяти комнатах флигеля.