Хроника разрушительных действий Министерства культуры против общественного Музея имени Н.К. Рериха

Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха и предназначенный им для сохранения творческого наследия семьи Рерихов, вот уже 26 лет успешно осуществляет многоплановую деятельность, привлекая в свои залы всё больше посетителей из России и других стран. Ныне это известный во всем мире научный и культурный центр, член Ассоциации неправительственных организаций при ООН, ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов, коллективный член Международного совета музеев, член Всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра».

Несмотря на очевидные успехи Международного Центра Рерихов (МЦР, ранее – Советский Фонд Рерихов) в сохранении и изучении творческого наследия Рерихов, Министерство культуры на протяжении 26 лет препятствует его работе. Все эти годы государственные чиновники не хотят признать право общественной организации распоряжаться наследием, переданным ей Святославом Николаевичем Рерихом. Дважды суд устанавливал законность получения МЦР наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха, и дважды Министерство культуры оспаривало вступившие в силу судебные решения.

Первый раз такое решение о законном праве МЦР отменили в декабре 2003 года на основании жалобы министра культуры РФ М.Е. Швыдкого. Когда Министерством культуры руководил А.А. Авдеев (с 2008 по 2012 годы), справедливость по отношению к выполнению воли С.Н. Рериха была восстановлена: МЦР был признан его наследником решением Хамовнического районного суда от 24.11.2011 года. Кроме того, удалось защитить общественный Музей имени Н.К. Рериха от выселения из усадьбы Лопухиных (объект культурного наследия XVII–XIX вв), в которой он расположен. Этого выселения активно добивались Росимущество и Государственный музей Востока. Были решены и другие сложные проблемы, препятствовавшие МЦР развивать деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха. Но с приходом в Министерство культуры в 2012 году В.Р. Мединского и его команды отношение министерства к Музею и в целом к наследию наших великих соотечественников полностью изменилось.

Сегодня Министерство культуры в нарушение воли С.Н. Рериха стремится отобрать у МЦР переданное ему наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных, воссозданную из руин исключительно за счёт пожертвований меценатов и общественности без помощи государства, и тем самым разрушить общественный Музей. Основные требования к Министерству культуры со стороны МЦР состоят в неукоснительном соблюдении воли С.Н. Рериха в отношении переданного им в МЦР наследия семьи Рерихов, в том числе принадлежащей ему коллекции из 288 картин, находившейся на временном хранении министерства (согласно п.3 завещательного распоряжения С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. и письму С.Н. Рериха Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26.04.1992 г.). Картины до сих пор незаконно удерживаются в Государственном музее Востока, причём их количество сократилось до 282.

Действия Министерства культуры, направленные на захват наследия, грубо нарушают нормы российского и международного права, положения Конвенции ЮНЕСКО и Этического кодекса для музеев Международного Совета Музеев (ИКОМ) о недопустимости незаконного приобретения прав на культурные ценности. Начиная с ноября 2013 года, когда общественный Музей лишился своего главного мецената, Министерство культуры активизировало действия против Международного Центра Рерихов.

Приведем тревожную хронику последних событий.

Н.К. Рерих. Мадонна - Защитница. 1933

11 ноября 2013 года

Министр культуры В.Р. Мединский обратился с письмом к Президенту РФ В.В. Путину, в котором утверждал, что на основании решения судов МЦР безосновательно стал претендовать на коллекцию картин Рерихов, принадлежащую якобы государству и находящуюся в настоящее время в Государственном музее Востока.

В.Р. Мединский ввёл главу государства в заблуждение, скрыв наличие документов владельца коллекции С.Н. Рериха с требованием к министерству культуры и Президенту РФ Б.Н. Ельцину вернуть Международному Центру Рерихов эти картины из Государственного музея Востока, где они незаконно удерживаются. Ни о завещании С.Н. Рериха и его последующих распоряжениях, которые однозначно свидетельствуют о том, что наследие, переданное им в Россию, предназначено для общественного Музея имени Н.К. Рериха, ни о том, что его собственником является общественная организация, а не государство, в письме министерства культуры не говорится ни слова. Это письмо составлено таким образом, что Президент РФ мог оставить на нём резолюцию единственного содержания: «Принять меры для обеспечения интересов государства».

20 июня 2014 года

По жалобе Государственного музея Востока и при активной поддержке министра культуры В.Р. Мединского на основании апелляционного определения коллегии по гражданским делам Мосгорсуда было отменено решение Хамовнического районного суда от 24 ноября 2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха.

В качестве главного аргумента суду было представлено всё то же письмо министра культуры В.Р. Мединского к Президенту РФ В.В. Путину. Кроме того, советник министра К.Е. Рыбак заявил, что позицию министерства поддерживает Администрация Президента РФ. Таким образом, эти два довода стали, по сути, негласными требованиями к суду отказать МЦР в праве на наследство. В результате, несмотря на наличие в материалах дела документов С.Н. Рериха, лично им подписанных, засвидетельствованных нотариусом и указывающих на МЦР как на единственного наследника переданного С.Н. Рерихом в Россию наследия, Мосгорсуд закрыл глаза на свои же ранее принятые решения и подчинился требованиям министерства.

20 октября 2014 года

Первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов отправил письмо в Министерство внутренних дел РФ с просьбой проверить МЦР «на предмет возможной противоправной деятельности». Эта просьба основывалась на обращении некоего В.П. Литвинова «о разрушительной антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов».

Министерству культуры хорошо известна вся многолетняя деятельность МЦР. Если первый заместитель министра культуры по каким-либо причинам о ней не знал, при желании он мог бы легко собрать достоверную информацию об МЦР, высокая репутация которого достаточно хорошо известна как в России, так и за ее пределами. Тем более что должность В.В. Аристархова априори обязывает к объективной оценке деятельности культурных учреждений страны. Но коль клевета г-на В.П. Литвинова была отправлена далее «по инстанциям», нет сомнения в том, что первый заместитель министра культуры был заинтересован в её поддержке и распространении.

29 января 2015 года

По инициативе Министерства культуры следственными органами МВД России было возбуждено уголовное дело по факту якобы незаконного продолжения воссоздания объекта культурного наследия «Усадьба Лопухиных» неустановленными лицами.

Министерству культуры хорошо известно о том, что МЦР имеет все необходимые документы, подтверждающие законность проведённых работ по воссозданию объекта культурного наследия XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» (где размещается общественный Музей имени Н.К. Рериха) в соответствии с плановым заданием Правительства Москвы и исключительно за счет народных пожертвований.

6 мая 2015 года

Следователи ГУ МВД РФ по городу Москва прибыли в МЦР в сопровождении отряда ОМОН (составом более 10 человек) для проведения обыска и изъятия документов по вышеуказанному уголовному делу.

Обыск был организован несмотря на наличие в деле всех необходимых документов о законности проведенных работ по восстановлению усадьбы. В этот момент Музей имени Н.К. Рериха готовился к визиту Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. На время обыска деятельность Музея была парализована.

Май 2015 года

Первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку поступивших к нему сведений о якобы готовящемся в МЦР вывозе наследия Рерихов за границу с целью его продажи.

В результате настойчивой просьбы первого заместителя министра культуры Хамовническая межрайонная прокуратура провела соответствующую проверку и никаких фактов, хотя бы косвенно подтверждавших домыслы группы граждан, на которые ссылался в своем письме В.В. Аристархов, не обнаружила. Парадоксально, но после этого исполняющий обязанности межрайонного прокурора А.В. Кириенко вручил вице-президенту МЦР А.В. Стеценко «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

МЦР был основан С.Н. Рерихом для сохранения, а не распродажи наследия Рерихов. Не для того меценаты приобретали за рубежом уникальные картины отца и сына Рерихов и дарили их Музею (таким образом коллекция Музея пополнилась несколькими сотнями полотен Рерихов), чтобы затем их вновь продавать. Кроме того, картины Рерихов, находящиеся в МЦР, поставлены на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ, и без получения разрешения у министерства культуры вывезти их за пределы России просто невозможно. О том, что в этом вопросе у МЦР накоплен многолетний опыт сотрудничества с министерством культуры по оформлению передвижных выставок картин Рерихов за рубежом, первый заместитель министра культуры должен был хорошо знать.

В ответ на обращение вице-президента МЦР А.В. Стеценко к прокурору Хамовнической межрайонной прокуратуры ЦОА Москвы № 171 от 28 мая 2015 года о защите «МЦР от противозаконной деятельности первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова, проявившейся в распространении им заведомо ложной информации» реакции не последовало.

Май 2015 года

Министерство культуры настояло на возобновлении рассмотрения арбитражным судом Москвы требований о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных (Определение арбитражного суда Москвы от 12 мая 2015 года по Делу № А40-36843/07).

Решениями Правительства СССР и правительства Москвы усадьба Лопухиных была передана МЦР в долгосрочную аренду для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха, а распоряжением Правительства Москвы, подписанным мэром Москвы С.С. Собяниным в 2014 году, два строения усадьбы были переданы МЦР в безвозмездное пользование (Распоряжение Правительства Москвы № 452-РП от 21 августа 2014 года).

8 июля 2015 года

Директор департамента культурного наследия Министерства культуры М.А. Брызгалов направил в МЦР письмо с ультимативным требованием отдать государству всё наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н. Рерихом.

М.А. Брызгалов при этом ссылается на решение Мосгорсуда от 20 июня 2014 года, где отсутствует вывод, что переданное в Международный Центр Рерихов наследие находится у него незаконно. Следовательно, данное решение Мосгорсуда не может служить правовым основанием к изъятию государством наследия у МЦР. Кроме того, отменив вступившее в законную силу решение Хамовнического суда о признании МЦР наследником С.Н. Рериха, Мосгорсуд проигнорировал заверенное нотариусом распоряжение Святослава Рериха от 22 октября 1992 года о передаче МЦР всех прав на это наследие, поэтому указанное решение Мосгорсуда от 20 июня 2014 года, по сути, является незаконным.

Помимо того, представитель Министерства культуры в своем письме фактически дискредитирует ведущую роль Международного Центра Рерихов в объединении рериховского движения и его многолетнее сотрудничество с рериховскими организациями, порочит всю культурную деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха по сохранению и популяризации наследия Рерихов, проводимую при поддержке общественности.

Однако не Министерство культуры, а именно МЦР и рериховские организации организуют передвижные выставки картин Рерихов из фондов МЦР, сопровождая их насыщенными и разнообразными культурными программами успешно осуществляют масштабный Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в России и за ее пределами, продвигая миротворческие идеи Рерихов. Не министерство, а общественность финансировала реставрацию усадьбы Лопухиных, в которой размещается общественный Музей МЦР. Не министерские чины, а рериховские организации и простые граждане России своими пожертвованиями помогают сегодня Музею выживать и продолжать культурную работу. Не получила общественность министерской поддержки ни в праздновании 140-летия Н.К. Рериха в 2014 году, ни в 2015 юбилейном году 80-летия Пакта Рериха.

10 сентября 2015 года

Министр культуры В.Р. Мединский обратился с письмом к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой передать усадьбу Лопухиных из собственности Москвы в федеральную собственность в целях размещения в ней произведений Н.К. и С.Н. Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций. Данное письмо было представлено Министерством культуры и Росимуществом в Арбитражном суде г. Москвы в ходе рассмотрения дела № А40-36843/07 по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных.

Необходимо напомнить, что С.Н. Рерих, передавая наследие своей семьи из Индии в Россию, из предложенных Правительством Москвы зданий остановил свой выбор на усадьбе Лопухиных для размещения там именно общественного Музея имени Н.К. Рериха. Концепция создаваемого Музея была изложена в его программном письме «Медлить нельзя!», опубликованном в газете «Советская культура» (29.07.1989). В частности, в письме говорилось: «Все же существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н. Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира – должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность». Таким образом, никакое слияние коллекций из федеральных музеев и частных собраний С.Н. Рерихом в Усадьбе Лопухиных не предусматривалось, и письмо В.Р. Мединского вводило в заблуждение как мэра Москвы С.С. Собянина, так и Арбитражный суд г. Москвы.

Общественный Центр-Музей им. Н.К. Рериха размещается в усадьбе Лопухиных с 1989 года (первоначально на основании охранно-арендных договоров, а с 2014 года – на основании договора безвозмездного пользования). Именно МЦР провел профессиональную реставрацию памятника истории и архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных» исключительно на народные средства и за счёт помощи меценатов, тогда как Росимущество и другие государственные органы не принимали в этом никакого участия. Проведённые работы позволили вернуть Москве в первозданном виде один из уникальных памятников белокаменного зодчества.

Результаты труда коллектива МЦР и сотен волонтёров были приняты Правительством Москвы с отметкой «Отлично», а Генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова была награждена Национальной премией «Культурное наследие» 2007 года в номинации «Реставратор» и премией Евросоюза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы (2010), вручаемой Всеевропейской федерацией по сохранению культурного наследия «EUROPANOSTRA».

FXVpzoJnsCGVBEf-1600x900-noPad

20 октября 2015 года

Мэр Москвы С.С. Собянин подписал распоряжение Правительства Москвы о передаче в собственность РФ зданий Усадьбы Лопухиных «с обязательным выполнением лицом, к которому переходят имущественные права на указанные объекты, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” требований».

Международный Центр Рерихов поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина и Правительство Москвы за то, что при этой передаче с него был списан многомиллионный долг по арендной плате за использование усадьбы Лопухиных.

МЦР также выразил надежду, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) продолжит выполнение договоров безвозмездного пользования МЦР усадьбой Лопухиных, которые были заключены между МЦР и Правительством Москвы в 2014 году. В соответствии со ст. 700 ГК РФ, «к новому собственнику… переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя». Учитывая, что Российская Федерация является правопреемником СССР, на нового собственника вышеуказанных строений усадьбы Лопухиных переходит также ответственность и по выполнению обязательства, которое руководство СССР гарантировало С.Н. Рериху, – в усадьбе Лопухиных должен быть размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха.

24 ноября 2015 года

В Арбитражном суде г. Москвы состоялось судебное заседание по иску Росимущества, получившего поддержку Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока, о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных. Представитель Росимущества в суде представил Свидетельства о государственной регистрации права на строения усадьбы Лопухиных от 11.11.2015 г. и в связи с этим заявил отказ от исковых требований к МОО «Международный Центр Рерихов», попросив Арбитражный суд г. Москвы прекратить производство по этому делу.

Международный Центр Рерихов выразил надежду, что получение прав собственности на строения усадьбы Лопухиных не станет для Росимущества поводом для расторжения договора с МЦР или иных действий, связанных с нарушением обязательств государства в отношении волеизъявления Святослава Николаевича Рериха, передавшего России бесценное культурное наследие своих родителей для создания в усадьбе Лопухиных общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Подробнее.

25 ноября 2015 года

Территориальное управление Росимущества в г. Москве своим распоряжением закрепило усадьбу Лопухиных на праве оперативного управления за ФГБУ «Государственный музей искусства народов Востока».

С.Н. Рерих считал, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха не должен подчиняться Министерству культуры и Государственному музею Востока, и открыто заявил об этом в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» 29.07.1989 г.: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра». Государственный музей Востока никакого участия в реставрации усадьбы Лопухиных и создании общественного Музея имени Н.К. Рериха не принимал. Чиновники Росимущества игнорировали многочисленные письма общественности и публикации в СМИ в защиту Международного Центра Рерихов, который отреставрировал усадьбу Лопухиных и создал общественного Музей имени Н.К. Рериха.

Противостояние со стороны министерства культуры и попытки государственных чиновников уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха продолжаются.

При подготовке публикации использовались материалы сайта Международного Центра Рерихов — www.icr.su


Комментариев: 37
  1. Государство ни при каких обстоятельствах не должно терять доверие своих граждан. В данном случае Министерство культуры дискредитирует свое государство, как гаранта и защитника прав культурной общественности, которая приложила свои силы и денежные средства на реставрацию усадьбы Лопухиных для размещения в ней замечательного наследия семьи Рерихов. Воля народа в данном случае должна быть учтена и Музей должен оставаться общественным

  2. Противостояние со стороны министерства культуры и попытки государственных чиновников уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха — это вопиющее нарушение нравственных норм и законов, это наглая попытка нанести удар по достоинству нашей страны, вызвать недовольство общественности. < ...> Музей должен остаться общественным!

  3. Беспрецедентный по своим масштабам, по наглости и открытости нарушения закона, факт разрушения объекта культуры силами Министерства культуры. Это зло не надо «понимать», с ним надо бороться.

  4. Все происходящее противоречит принятой Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 Государственной культурной политики (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/591385/#ixzz3slLn6OwV). Она «призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны ≤…≥, и признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
    Именно Россия вперые в своей истории и первая в мире страна обозначила приоритет культурного развития для дальнейшего расцвета государства, поставив задачу формирования гармонично развитой личности и укрепления единства российского общества «посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития».
    Среди задач государственной культурной политики указывается необходимость «свободы творчества и невмешательства государства в творческую деятельность», «создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства». И даже предлагается «делегирование части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам».
    И вот Министерство культуры, которое должно было бы способствовать выполнению этого Президентского Указа, открыто пытается уничтожить Международный Центр Рерихов, пресечь его «творческую деятельность». Они пытаются ликвидировать именно тот общественный институт, который опытом своей жизни и деятельности, доказал жизненность всех идей, изложенных в государственной культурной политике.
    Вот и получается, что Президентский Указ для высоких чиновников от Минкульта – не указ, и что именно они являются главными противниками новой Государственной культурной политики.

  5. Разве позволительно современному человеку быть «цивилизованным дикарем», целенаправленно разоряющим общественный Музей? Тот Музей, для которого сам Святослав Николаевич Рерих через свою доверенную Людмилу Васильевну Шапошникову передал наследие своих знаменитых на весь мир родителей. Сколько же можно мешать работе Музея? Министерству культуры давно пора уже перестать делить музеи на «своих» и «чужих». Дайте людям работать. Не помогаете, так хотя бы не мешайте!

    Очень важно для России и всего мира сохранить МЦР и общественный музей имени Н.К. Рериха в том статусе, в коем он пребывает со дня своего основания и именно в усадьбе Лопухиных, которую воссоздали из руин всем миром на общественные деньги. МЦР — оплот истинной Культуры. Музей имени Н. К. Рериха при МЦР в Москве уже более 26-ти лет работает и ДОЛЖЕН работать именно в статусе ОБЩЕСТВЕННОГО, как завещал младший сын Николая Константиновича Святослав Николаевич Рерих.

  6. Как назвать Министерство культуры, которое прилагает все усилия, причем незаконные, для разрушения единственного в России такого масштаба Общественного Музея имени Н.К. Рериха, собранного и сохраненного не усилиями и материальным вложением Минкульта или Музея Востока, а огромным трудом выдающейся личности современности и ученого Л.В. Шапошниковой, а также с помощью меценатов и общественных активистов — волонтеров, которые поднимали усадьбу Лопухиных из руин и создали Музей духовного развития и культуры, известный не только в России, но далеко за ее пределами. Как называются их действия? Не рейдерский захват ли? Почему Музей Востока не создал такого масштаба культурный центр и годами держал в запасниках картины Рерихов? Почему запускают Минкульт и Музей Востока свои руки, туда, где они не вложили ни материальных, ни душевных сил. Где наша власть, к которой с просьбами о сохранении этого мирового культурного центра обращалась Л.В. Шапошникова в течение многих лет, и сейчас обращается общественность? Почему отмалчивается руководство страны? И такова культурная политика в нашей России? Такова объединительная деятельность Минкульта? И чего еще ждать последователям духовного и культурного наследия выдающихся служителей Культуры — семьи Рерихов?

  7. Марианна Озолиня

    Принародно когда-то
    распинали ХРИСТА,
    А сейчас распинают
    КУЛЬТУРУ прилюдно…
    И чиновничья совесть
    почему-то чиста,
    И ходить в инквизиторской
    форме не трудно ?!
    СВЕТ и Хаос
    в жестоком сраженье сошлись.
    Кровожадных стервятников
    стаи кружатся…
    Но народные силы
    волной поднялись,
    И до самой победы
    готовы сражаться!

  8. Прошу считать мои стихи прямым комментарием к этой теме,
    С уважением.
    Марианна Озолиня

  9. Министерство культуры, к сожалению, все чаще проявляет себя как министерство бескультурия во многих направлениях своей деятельности. Но то, что творят чиновники по отношению к Общественному музею имени Н.К.Рериха МЦР – это бандитизм. А как еще назвать полное игнорирование воли наследника — С.Н.Рериха? А как назвать незаконное присвоение 288 картин Рерихов вопреки волеизъявлению собственника этих картин? А как назвать передачу усадьбы Лопухиных вместе с находящимся в ней действующим музеем под оперативное управление другого музея? До каких пор чиновники будут позорить Россию? Музей имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов уже много лет, мужественно отражая постоянные атаки и нападки, стойко защищает, сохраняет, приумножает бесценное наследие семьи Рерихов. Единственный! Не надо мешать работать Общественному музею!

  10. Законы Российской Федерации гарантируют свободу деятельности общественных организаций. Эту деятельность контролируют органы юстиции. И именно те, кому поручено следить за исполнением законов, без всякого стеснения нарушают их. Во всем мире нарушение воли наследника считается недопустимым актом, а у нас в России в этом направлении творится полный беспредел.
    МЦР и общественный Музей имени Рериха при нем, истинных охранителей и собирателей наследия великой семьи Рерихов, всякими ухищрениями, подлогами и ложью пытаются отстранить от данного наследия, забывая о том, что именно МЦР сам Святослав Николаевич Рерих в лице Людмилы Васильевны Шапошниковой доверил наследие своих родителей. И сам лично выбрал усадьбу Лопухиных для размещения наследия.
    Очень хочется верить в то, что в нашем правительстве и в Министерстве Культуры работают достойные люди, уважающие и соблюдающие Законы Российской Федерации и способные принимать правильные решения.

  11. В нашей стране не мало достойных людей, способных принимать правильные решения, но есть и «тараканы тьмы», которые приносят огромный вред . Им чужда национальная идея — патриотизм. Они всеядны — поглощают федеральные и местные бюджеты, «съедают» историческую память и культурные ценности, разрушают благие начинания. Хроника событий иллюстрирует их деятельность. Противостоять им может только общественность, предавая гласности их темные дела. Поэтому основная роль в защите Музей принадлежит общественности, позицию которой должны поддержать здравомыслящие люди в Правительстве и Министерстве культуры.

  12. Как назвать то, что в течение нескольких лет. в том числе и в год культуры министерство культуры борется с самой культурой? Это либо невежество, либо злоделание. Ради своих корыстных целей пытаются уничтожить прекрасный памятник Культуры. И это в то время. когда Мир отмечает 80-летие Пакта Рериха! Сплошные противоречия! Неужели господам из минкульта не стыдно творить такое? Отступитесь от общественного музея, поднятого из руин всем народом!

  13. Совершенно очевидно, что основным мотивом действий Музея Востока является желание присвоить окончательно 288 картин ,принадлежащих по закону МЦР, а также и скрыть темную историю пропажи 6 картин из упомянутой коллекции. С этической точки зрения это выглядит ужасно и вызывает возмущение. Мне руководство Музея Востока напоминает тушинцев и поляков , устроивших блокаду Сергиевой Лавры в смутные времена. Но МЦР выстоит.

  14. Пришло время государственным мужам проявить истинную заботу о культуре, неподдельное уважение к мнению огромного большинства граждан, порядочность по отношению к нашим соотечественникам — семье Рерихов, сделать по настоящему важный и нужный шаг — поддержать, помочь работе прекрасного, уникального общественного музея имени Н.К. Рериха, в котором работают профессионалы высокого уровня, вкладывающие в его жизнь всю свою душу и сердце. Музей Рериха — это не просто экспонаты в стенах усадьбы, это творение сердца и разума многих и многих людей, вдохновленных жизненным подвигом семьи Рерихов, высоко оцененный не только российской общественностью, но и международной. Музей такого уровня культуры невозможно создать нормативно-правовым актом бюрократической государственной машины, как это видится некоторым чиновникам. Но и разрушить этот музей невозможно, ибо он имеет основание в Высших Мирах.

  15. ПИРАТЫ КУЛЬТУРЫ

    Бросающие камень
    в созданное СВЕТОМ,
    Какую плату
    ожидаете за это ?
    Какой валютой
    за грабёж берёте?
    Пиратами Культуры
    вас зовут в народе…
    Кто руку против,
    Эволюции поднимет,
    Пятно позора
    никогда уже не снимет.
    Утратой разума
    за алчность Бог карает,
    Тогда безумец
    сам себя уничтожает…

    Марианна Озолиня
    13 февраля 2016 г.

  16. Культуру надо беречь. Очень жаль, что беречь её порой приходится от тех, кто официально занимается культурой

  17. Какую же ответственность берет на себя Министерство Культуры пытаясь разрушить общественный музей Н.К. Рериха и на «костях» которого выстроить государственный. И какая это своеобразная благодарность общественности за восстановление культурного памятника из руин, культурно-просветительской работы Международного Центра Рерихов, которая отмечена более чем положительно международным сообществом.Я до глубины сердца возмущена таким отношением к общественному музею Н.К.Рериха и М.Ц.Р.

  18. Позор Министерству Культуры, захватившему и разрушающему уникальный Общественный Музей имени нашего великого соотечественника Н. К. Рериха.

  19. У меня тоже такое впечатление, что Музей Востока хочет прикрыть историю с пропажей 6 картин из 288, принадлежащих МЦР (а может их и больше, замененых копиями, ведь состав ревкомиссии не были включены сотрудники МЦР). А может кто-то из «больших» людей экспонирует эти картины у себя дома и боится разоблачения? Много вопросов, но мало ответов.Но во всяком случае просматривается чья-то рука из «сильных мира сего», которая курирует вопрос выселения Центра-Музея из усадьбы Лопухиных, лишения МЦР наследия и постоянно его будирует вот уже на протяжении 25 лет. Только общественность может отстоять выполнение воли дарителя- С Н Рериха: быть Музею общественным! Мы все должны быть едины в этом!

  20. Глубоко возмущена позицией Министерства Культуры и других чиновников, предпринимающих активные действия по уничтожению Общественного Музея им Н.К. Рериха. МЦР является не только чудесным очагом культуры для всех землян, но и символом демократии в нашей стране, свободы мысли и слова. Но далеко ли ушла от принципов тоталитарного строя позиция современных государственных мужей и даже государственных организаций типа Министерства Культуры? Такие чиновники подрывают в народе веру в свое правительство, в его государственную внутреннюю политику, направленную на процветание своего народа. На словах мы часто слышим в их отчетах и документах об их желании принести пользу для своего народа. А на деле — получается, что сотни тысяч подписей, воззваний, писем, просьб к своему правительству о защите чего-то очень нужного и прекрасного для них, остаются ими не услышанными. Да и зачем государству затрачивать новые средства на дело, которое и без всяких государственных затрат процветает при помощи спонсорской помощи и меценатов? Этот Музей просуществовал уже более 20 лет и может просуществовать и далее. А если правительство и Министерство Культуры желает внести посильную помощь в деле процветания Общественного Музея им. Н.Рериха, то пусть и помогают.

  21. Считаю нужным и необходимым сохранение Общественного Музея им. Н.К.Рериха. Наследие семьи Рерихов включает в себя не только художественные ценности в виде картин выдающихся художников Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, то также и философские воззрения, которые связаны с убеждениями людей. Если это наследие будет храниться в государственных фондах, то ему всегда будет грозить опасность , так как история не раз уже демонстрировала человечеству самые жуткие потери в культурных , научных и философских ценностях в результате смены власти,общественно-экономических формаций, правителей , идеологий и т.д. Находясь же в общественных организациях, его будет легче сохранить для потомков. Поэтому МЦР, как Общественный Музей, имея безупречную репутацию, вполне соответствует тому, чтобы быть хранителем этого бесценного наследия.

  22. В Екатеринбурге, примерно 7 лет назад, чиновники местного Муниципалитета задумали отобрать у Музыкального лицея при Уральской государственной консерватории, в котором учатся самые музыкально одаренные дети области, замечательное здание в центре города! Были использованы все «законные» средства. Управление образования города по заказу из Мэрии задумало изменить статус школы, изменить образовательный стандарт, и как следствие, перевезти школу на окраину города, так как большое специфическое здание по новому стандарту было не обязательно. Чиновники даже не подумали о том, что страна лишится одной из специализированных школ при консерватории, которых в России всего 12! Они полагали, что вся музыкальная общественность это примет и безропотно подчинится. Не тут то было! Были пикеты, митинги, выступления в СМИ! Родители наняли адвокатов, подключили депутатов областной думы, действовали «единым кулаком»! В результате, через год школа перешла под юрисдикцию Свердловского областного министерства культуры, и сейчас продолжает растить молодые таланты России!
    Времена идут, а в методах «работы» наших чиновников ничего не меняется. Так и хочется сочинить продолжение известной сказки «Волшебник Изумрудного города», где к Гудвину пойдут ещё и чиновники, кто за совестью, кто за знаниями в той области, за которую они отвечают, а кто за тем и другим!
    Трагедия МЦР в том, что над Министром культуры мало кто стоит в иерархии государства. У Министерства огромные рычаги «законного» влияния! Используется даже имя Президента России в корыстных целях! Лакомый кусок, под названием МЦР, все ещё не захвачен, и это прямо мучает и не даёт покоя нашим «бедным» чиновникам, которые только и живут мыслями об интересах Народа, Культуры, и Государства! Получается, как у Л.Филатова:»Утром мажу бутерброд, сразу мысль, — а как народ?» Все это уже не смешно, и не грустно. Это позор России.
    Видимо, как в сказке, остаётся надежда лишь на «Волшебника» нашего государства, который всё рассудит по справедливости. Только, необходимо его посвятить в истинное положение дел! И, судя по ситуации, это нужно делать скорее!
    Да будет Свет!

  23. Семья Рерихов — великие Подвижники России. Наследие семьи Рерихов, переданное С.Н. Рерихом в дар нашей стране под управление МЦР, — наше общее народное достояние!
    Почему власть имущие во главе с Министерством Культуры считают возможным, вопреки воле дарителя, вопреки Российским законам и просто человеческой этике, распоряжаться народным достоянием? Чьи интересы они преследуют? Точно не народные и не наших великих соотечественников! Пишу этот комментарий с надеждой, что справедливость восторжествует!

  24. В основе 25 летней борьбы государственных чиновников с прекрасным общественным Центром-Музеем – МЦР, — подрыв духовности и стяжательство с намерением уйти от ответственности за «отсутствие» ШЕСТИ сюжетных картин Рерихов (это официально признал Минкультуры РФ). Явно «отсутствует» значительно больше картин: десятилетия уклоняется Минкультуры от должной проверки наличия картин Рерихов в Музее Востока. А не выполнение воли дарителя картин – С. Н. Рериха – вообще несмываемый позор всех причастных к этому.

  25. Нужно осознать, что наши великие соотечественники сделали такой дорогой подарок своей Родине: много картин, книг, ценностей – целое состояние! Всё это они завещали русскому народу и всем братским народам России. Поэтому С.Н. Рерих, передавая наследие семьи, пожелал, чтобы музей Рериха в Москве был создан на общественных началах. Кто из современных представителей элиты способен на такой дар? Чиновники из министерства культуры способны ли что-нибудь дать? Пусть оставят в покое МЦР! Это для народа был подарок, поэтому музей Рериха должен оставаться общественным.

  26. Обращаемся к Вам с просьбой помочь Международному Центру Рерихов (МЦР): оставить его в роли Общественного Музея, не отдавать в подчинение Музея Востока.
    Центр Рерихов признан международными организациями, осуществляет большую работу по духовному развитию, проводит своей деятельностью программу «Мир через Культуру». На общественные средства и с помощью волонтеров была проведена большая работа по восстановлению усадьбы Лопухиных. Музей Востока давно стремится всеми неправдами, вопреки волеизъявлению С.Н. Рериха, завладеть бесценными произведениями искусства, архивом семьи Рерихов. Нельзя это допустить. Нельзя разрушить Музей такого уровня. Пока была жива Л.В. Шапошникова, бессменный доверенный в делах семьи Рерихов, никто не смел так открыто и нагло «прихватизировать» наследство. Просим защитить, не дать разграбить этот уникальный Культурный Центр. Не зря наследство великой русской семьи Рерихов передано в Россию. Оно должно быть сохранено, так как его роль значительно шире, чем понимается. Сохраним МЦР, сохраним культуру и поднимем ее на должный уровень!

  27. Сейчас, во время мировой чумы, причиной которой является бездуховность, так важно защитить международную культурную деятельность Международного Центра Рерихов и Общественного Музея им.Н.К.Рериха в Москве, охранить истинные ценности Мира. Рерихи отдали всю свою жизнь науке, искусству, любви к России. Их ПОДВИГ будет жить в веках и спасать Мир.

  28. Международный Центр Рерихов,- это не только общественный музей, но и центр Российского Рериховского движения, к которому чиновники Министерства Культуры и руководство Музея Востока не имеют, к глубокому сожалению, никакого отношения! Общественная, культурная и научная деятельность Российского Рериховского движения настолько многогранна, что не вмещается только в «музейные рамки».
    В моём восприятии культурное пространство в этом месте Москвы таково:
    — Пушкинский Музей — это прошлое нашей цивилизации, фрагменты её культурного наследия;
    — Великолепные картинные галереи И. Глазунова, А. Шилова, и Храм Христа, расположенные рядом, — это наше настоящее;
    — Международный Центр Рерихов, который является и общественным музеем и Центром Российского Рериховского движения, — это наше БУДУЩЕЕ! Это значительно больше, чем общественный музей!
    Таким образом, в этом месте Москвы ( и России!), в её пространстве культуры создана Восходящая Эволюционная Спираль развития всего планетарного социума.
    Вокруг Пушкинского Музея создано уникальное культурное пространство. Зачем же разрушать то, что создано с такой любовью?
    С интересом прочитал о проекте концепции Музея семьи Рерихов, который представил
    директор Музея Востока Александр Седов на заседание коллегии Министерства культуры РФ от 16.02.2016г.
    (http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/chleny-kollegii-ministerstva-kultury-odobrili-proekt-kontseptsii-muzeya-semi-rer)
    Уважаемый, Александр Седов, обращаю Ваше внимание на то, что цель и средства ее достижения ,- это одно целое. Другими словами, если Вы ставите высокую, благородную цель, но не разборчивы в средствах достижения поставленной цели, то в итоге получите нечто совсем противоположное тому, к чему устремились. В данном случае Вы пытаетесь создать государственный музей путем уничтожения уже действующего общественного Международного Центра Рерихов, отобрать чужую собственность и нарушить завещание С. Рериха. Такие действия красноречиво говорят об уровне Вашего самосознания и не совместимы с той должностью, которую Вы занимаете.
    Почему руководство Музея Востока не желает бережно и с уважением отнестись к тому, что уже создано, к обществу, к нам- гражданам России, к тем кто создавал Международный Центр Рерихов на общественных началах и продолжает принимать в этом самое активное участие?
    Ведь можно создать рядом и государственный музей, не разрушая общественного музея,- места вокруг Пушкинского Музея много.
    И такой вариант может быть очень интересным.

  29. Почему мы не можем сохранить Международный Центр Рерихов в г. Москве как общественный музей, созданный силами широкой общественности и существующий на народные средства? Министерству Культуры надо бы приветствовать активное участие общественности в дорогостоящих проектах восстановления памятника архитектуры – усадьбы Лопухиных, осуществленных волонтерами, рериховскими организациями, и меценатами, и в сохранении ценностей общественной организацией — музеем им. Н.К. Рериха (МЦР). Именно за широкую миротворческую, выставочную, публикаторскую, музейную, исследовательскую деятельность в 2016 г. МЦР номинирован на Нобелевскую премию мира.

    Давайте всем миром защитим наследие семьи Рерихов, Международный центр Рерихов, как общественный музей им. Н.К.Рериха, ставший Центром Культуры и возрождающий духовно-нравственные ценности человечества.

    Уральский Центр Духовной Культуры, г. Екатеринбург

    Кураленкова О.Е.

    29.02.2016г

  30. «Снова и снова лучшие представители человечества должны переживать трагедию вековой борьбы всего прогрессивного и жизненного против отживающих и мертвящих понятий, которыми полно сознание большинства», — писала Е. И. Рерих. Общественный музей имени Н. К. Рериха на протяжении 25 лет ведет неустанную борьбу за свое существование в статусе именно Общественного Культурного центра. Изданы тома книг по защите наследия уникальной семьи Рерихов. «Разрушение Общественного Музея — есть разрушение страны» — Н.К. Рерих.
    Валентина Драчева.

  31. Рерихи учили и учат народы истинной культуре – культуре духа и сердца. Сейчас особенно молодёжь стремиться к знанию, к истине. И мы уверены их сердца всегда будут помнить Источник Света и те Великие Умы, которые, истинно творили сознание человечества. Общественная организация — МЦР с энтузиазмом несёт в себе путь истинной эволюции Мира.
    Те от кого зависит решение сохранить Музей общественным, обращаемся к Вашему духу, к сердцам и говорим: «Опомнитесь!» Просим Вас дать возможность народу вдыхать красоту, познавать радость совершенствования через работы Великих Людей. Ведь воспитав молодёжь на этих принципах, мир спасётся от самого страшного – бездуховности, которая несёт в себе разъединение и войны.

  32. Уважаемые защитники музея, предлагаю составить план практических действий направленных на защиту музея. Что мы все здесь собравшиеся можем. Нужно подумать хорошо и создать программу действий для законного отражения нападения на МРЦ.

  33. Против МЦР и его Центра-Музея Минкульт сперва пробовал сыграть на «белых пятнах» законодательства того времени при перерегистрации СФР в МЦР. Не вышло.
    Угроза для антикультурных планов Минкульта исходит от сделанного С.Н. Рерихом 22.10.1992 Дополнения к завещанию «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве».
    Этим документом Святослав Николаевич в присутствии индийского нотариуса подтвердил свой отказ от права собственника в пользу МЦР. Понимая, что МЦР по этому документу имеет иммунитет своего права собственности на наследие, Минкульт делает следующий отчаянный шаг — пытается лишить Центр-Музей зданий усадьбы Лопухиных, где осуществляется музейная деятельность.
    Есть ли еще в мировой истории другие подобные примеры варварского отношения государства к своей культуре?
    На фоне не стихающих в Минкульте коррупционных скандалов, просматривается определенный интерес чиновников этого ведомства к бесценному рериховскому наследию.

  34. Беспрецендентное в истории современного мира уничтожение общественного музея и растление общества через СМИ

  35. Присоединяюсь к призыву Кураленковой О.Е.;

    Давайте всем миром защитим наследие семьи Рерихов, Международный центр Рерихов, как общественный музей им. Н.К.Рериха, ставший Центром Культуры и возрождающий духовно-нравственные ценности человечества.

    художник
    Ильяс Бичурин

  36. Екатеринбург в свое время отстоял великолепный ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ — который областные власти присмотрели для своих, более важных нужд — но все учителя города и руководители детских студий ДВОРЦА поднялись воедино! Сейчас, читая памятную табличку у стен того ДВОРЦА ПИОНЕРОВ — испытываешь великое счастье — оно же и соучастие в подобных действиях, направленных на Защиту того, что создано народом и будет служить народу. Отстоял Екатеринбург и прекрасную музыкальную гимназию в центре города. Такие примеры просятся на сайт, актуальный в России: «Спасенное народом сокровище», среди которого МЦР, несомненно, и не смотря ни на что.
    «Когда Культура шатается, тогда можно ждать всевозможных уродств» Н.К. Рерих (К будущему).

  37. «Когда КУЛЬТУРА ШАТАЕТСЯ, тогда можно ждать всевозможных уродств».
    Н.К.Рерих. К Будущему

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *