Skip to content

Юрий Самодуров: Как же все-таки больно за Общественный музей имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов и его сотрудников!

https://echo.msk.ru/blog/samodurov/2149130-echo/

Эхо Москвы, 16.02.2018 г.
Автор: Юрий Самодуров, правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова

Больно от того, что государство (решение принимали Горбачев и Ельцин) позволившее и поддержавшее создание этого музея в конце 1980-х начале 1990-х, в 2017-2018 году его уничтожило (решение принимал министр культуры Мединский). Уничтожило потому что слишком значимы оказались его коллекции и слишком хорошо здание восстановленное Международным центром Рерихов, чтобы сегодняшнее российское министерство их не присвоило, а еще потому, что слишком активно и хорошо этот общественный музей с точки зрения чиновничества работал и сделал для сохранения и издания наследия Рерихов в нашей стране за годы своего существования больше, чем все остальные культурные институции нашей страны вместе взятые, а главное потому что сотрудники и учредители этого музея активно пропагандировали все стороны наследия Рерихов, в том числе их философское учение «Живая этика».

Очень больно за российское музейное сообщество долгие годы игнорировавшее, не замечающее в его беде и сегодня и дискриминирующее необычный и непохожий на другие коллектив сотрудников общественного музея имени Н.К.Рериха за то, что этот музей пропагандировал «Живую Этику» и вокруг этого общественного музея и его коллектива сложился и вырос круг последователей «космического сознания» Живой Этики.

Для дискриминации этого общественного музея культурным и художественным истеблишментом оказалось достаточно слухов, что завещание Святослав Рериха по которому наследие семьи Рерихов переданное им МЦР подложно (хотя бывший министр культуры Авдеев написал давно опубликованную в интернете докладную записку, которой подлинность этого завещания и законность передачи наследия Рерихов МЦР подтверждается) и что «Живая Этика» носит религиозный характер и неизвестна, неинтересна, непонятна и чужда музейщикам и искусствоведам. Но ведь круг ее последователей и приверженцев не агрессивный, не экстремистский и «Живая Этика» (Агни Йога) не запрещена в России и нигде в мире…

Почему деятельность по продвижению и пропаганде общественным музеем имени Н.К.Рериха этого философско-морального учения вызывала и вызывает такое раздражение у музейного сообщества я не понимаю.

И как же мне больно оттого ,что никто из моих знакомых — авторитетных художников и искусствоведов, которых я уважаю и ценю и с многими из которых сотрудничал: Юра Альберт, Леня Бажанов, Александр Боровский, Ира Горлова, Дима Гутов, Катя Деготь, Андрей Ерофеев, Ира Вальдрон, Женя Кикодзе, Александра Обухова, Виталий Пацюков, Оксана Саркисян, Аня Толстова, Василий Церетели — смело и бесстрашно боровшихся за современное искусство, искренно защищавших выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», не подняли свой голос в защиту права учредителей и сотрудников общественного музея имени Н.К.Рериха делать такой музей, какой они хотели и создали, которому посвятили жизнь и которому Святослав Рерих завещал и передал художественное и документальное наследие семьи Рерихов.

Этого я своим знакомым и друзьям из мира искусствоведов, художников и музейщиков работающих в сфере современного искусства простить не могу и не прощаю. Хотел бы это молчание извинить и понять, но никто из них его не объясняет.

Пока еше существуют сайт с материалами МЦР http://www.icr.su
и сайт с материалами друзей общественного музея имени Н.К.Рериха https://www.facebook.com/groups/340297749404044/ читатели моей заметки могут их посмотреть и решить — правильно ли и за что было общественный музей имени Н.К.Рериха дискриминировать и уничтожать?